Бог любит троицу?

С третьей попытки закон «О городе-герое Севастополе» был принят.

В четверг Верховная Рада в третий раз рассматривала законопроект N 3187-1, более известный севастопольцам как "О городе-герое Севастополе". На этот раз — законопроект с поправками и предложениями, внесенными Президентом Украины. И в третий раз за этот год законопроект N 3187-1 был парламентариями принят.

Однако, как уже успели убедиться севастопольцы, принять закон — это одно дело. Совсем другое — сделать так, чтобы он заработал. А это очень проблематично. Как свидетельствует новейшая история, в этом году закон "О городе-герое Севастополе" принимался депутатами Верховной Рады в целом уже дважды — в июне и ноябре (в мае законопроект принимался за основу) и дважды Президент накладывал на него вето.

Не исключено, что и нынешнее принятие постигнет та же участь. Что дает повод предполагать так? Действия народных депутатов и, как следствие, реакция на это Виктора Ющенко. Из десяти внесенных в текст законопроекта предложений Президента пять были отклонены, а два приняты частично. Расклад как раз тот, что может заставить гаранта Конституции в очередной раз воспользоваться правом вето и зарубить на корню вступление закона в силу.

Так что же предлагал учесть в тексте законопроекта Виктор Ющенко и что нашло, а что нет поддержку народных избранников? Сразу отметим, что статья закона о выборности городского головы никуда не пропала.

Из статьи 1, определяющей специальный статус Севастополя, согласно предложению Ющенко, исчезло понятие "общее базирование" ВМС Украины и основной базы Черноморского флота Российской Федерации, осталось лишь "базирование".

Статьей 2 предусматривается выделение в пределах города районов. В то же время этим законом в составе города Севастополя сохраняются как самостоятельные административно-территориальные единицы город Инкерман, несколько сельских и поселковых советов. По мнению Президента, таким образом "узаконивается имеющаяся система территориальной организации власти в городе, которая противоречит требованиям Конституции Украины, нарушает требования относительно единой системы административно-территориального уклада в государстве, определенной статьями 132, 133 Основного Закона Украины". Депутаты с этим не согласились, и предложение Ющенко кануло в Лету.

Посчитав, что мнение Президента относительно того, что две части статьи 6 закона не согласовываются ни с Конституцией Украины, ни законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" (касательно гарантий местного самоуправления, его системы, разграничения полномочий органов местного самоуправления различных уровней), есть мнение ошибочное, депутаты направили его предложение туда же.

Практически стопроцентную гарантию того, что закон не будет подписан, дает отношение Ющенко к статье, определяющей особенности бюджета нашего города. Цитата от Президента: "Положения статьи 9 закона, а особенно часть шестая этой статьи, противоречат статье 95 Конституции Украины, которая устанавливает основы бюджетного уклада в государстве и предусматривает, что исключительно Законом о Государственном бюджете Украины определяются какие-нибудь расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов". Что же это за "часть шестая", столь не понравившаяся ВАЮ? "В Государственном бюджете Украины предусматривается субвенция бюджета города Севастополя на компенсацию расходов городского бюджета от размещения Черноморского флота Российской Федерации на территории города в размере не менее как 50 процентов суммы, установленной межгосударственными соглашениями". Депутаты с Президентом в этом вопросе не согласились. Вряд ли и он согласится с ними.

Что же касается "больного вопроса головы", то, как писалось выше, он должен избираться путем прямых выборов в соответствии с законом Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов". После чего назначается Президентом Украины на должность главы Севастопольской городской государственной администрации — лица, подотчетного и подконтрольного Президенту Украины и Кабинету министров.

Согласились народные избранники с предложением гаранта о процедуре освобождения городского головы от занимаемой должности. Если раньше он мог быть освобожден Президентом "в случае нарушения Конституции Украины, законов Украины, высказывания недоверия Севастопольским городским советом, при согласии Севастопольского городского совета", то теперь — "в случае нарушения Конституции Украины, при наличии выводов Конституционного суда Украины, законов Украины, по решению Севастопольского городского совета, принятому путем тайного голосования не менее как двумя третями голосов депутатов Севастопольского городского совета от общего состава совета". Почувствовали разницу? А ведь тайное голосование — процедура очень интересная. Глядишь, расклад не тот — и назначаются внеочередные выборы севастопольского городского головы.

Не требуется теперь согласия и от соответствующего районного в городе совета для того, чтобы освободить от должности главу райсовета. Достаточно высказывания недоверия большинством голосов от состава райсовета. На это предложение Ющенко депутаты ВРУ таки пошли. Согласились нардепы и с тем, что "пункт 4 "заключительных положений" закона, которым Севастопольский городской совет обязан был бы в трехмесячный срок установить черту города Инкерман, четырех сельских советов и поселкового совета, не согласовывается" с положением Конституции Украины, согласно которому установление и изменение границ городов является исключительным полномочием Верховной Рады Украины. И сей пункт из окончательного текста законопроекта исчез.

Но это было последнее из предложений Виктора Ющенко, учтенное народными избранниками. Все остальные, а их поболе, отклонены. Именно это дает основания предполагать, что Президент воспользуется правом вето и какое-то время спустя законопроект N 3187-1 с новыми дополнениями будет представлен на рассмотрение Верховной Радой…

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Глас народа

ВАЖЕН ЛИ ДЛЯ ВАС ОСОБЫЙ СТАТУС РОДНОГО ГОРОДА?

Александр ВИНОГРАДОВ, инженер:

— Наконец-то закон "О статусе Севастополя" принят. Долго его мурыжили, тянули с принятием закона. Теперь как цивилизованные люди будем жить. Наш город этого заслуживает. А то жили, как отщепенцы какие-то.

Андрей МИШИН, офицер запаса:

— Будем избирать голову. Уже везде выбирают. Надо полагать, что севастопольцы примут правильное решение. И наконец прекратится противостояние двух ветвей власти.

Александр Григорьевич, инженер-строитель:

— В любом случае закон принят. Но опять же, чтобы закон действовал, его должен подписать Президент. Он его прежде отклонил, так как некоторые положения закона не соответствовали Конституции. Сейчас поправки внесены и закон принят депутатами. Но у меня впечатление, что у политических сил есть желание, чтобы этот закон не работал. Уже девять лет тянется это дело. Закон дорабатывали, изменяли. Депутаты И.Вернидубов и В.Заичко взялись довести его до конца. Но я думаю, что его опять не подпишут. В законе о статусе Севастополя есть статья о том, что мэра города должны выбирать. Видимо, есть желание, чтобы севастопольцы не выбирали мэра, а его назначали.

Станислав Сергеевич, пенсионер:

— Я думаю, что закон не будет подписан Президентом, так как депутаты при его доработке не учли все замечания и поправки Президента. В итоге снова будут проблема и топтание на месте.

Олег Сергеевич, историк:

— Я помню проект закона от 19 октября, который вернул Президент с сорока семью замечаниями. Я думаю, что до выборов мы еще будем без этого закона. Что касается моего мнения, то я считаю, что очень сырой этот закон. Хотя я не юрист, я насчитал более 30 несоответствий ныне действующему законодательству Украины. Даже школьнику понятно, что, если готовите региональный проект, сделайте сверку с основным законодательством. Видимо, когда готовили проект, то рассчитывали, что депутаты Верховной Рады причешут его под основные положения законодательства. Но так не бывает. Надо самим дорабатывать проект.

Андрей ЖИЛИН, военнослужащий:

— Голова будет избираться всенародно. Администрация остается как исполнительная ветвь. На этот пост должен быть выдвинут уважаемый и признанный севастопольцами человек, который явно уже что-то сделал для города, зарекомендовал себя.

Другие статьи этого номера