Прививка театром

Предновогодье и первая декада января — особая пора в жизни театров. Залы до отказа заполняются ребятней: на традиционные елочные представления, на сказки ведут классы и целые школы.
В театре, о котором пойдет речь, публику не встречает хрустальное сияние люстры. И не провожают ее в зале к красивым удобным креслам. Размещенный в бывшем окраинном кинотеатре, он вынужден лишить своих зрителей некоторых элементарных удобств. Увы, из девяти театров юного зрителя страны севастопольский работает едва ли не в самых сложных условиях.

Но вот что удивительно: ни в каком другом месте я не ощущала столь доброй энергетики! А выражаясь проще, не видела столько улыбок на квадратный метр площади, сколько во время субботних и воскресных спектаклей — в утренние часы, когда его зал отдан под семейные "культпоходы". И сказке!

Конечно, как в каждом уважающем себя ТЮЗе, здесь есть и вечерний репертуар. А в нем — достойные работы, интересные по мысли и оригинальные по форме. Как, например, режиссера Ольги Ясинской "Пока Онегин жив…" по нескольким произведениям Александра Пушкина. Или "Все мальчишки дураки" по пьесе Ксении Драгунской. Нынешней осенью театр представлял ее на Всеукраинском фестивале "Тернопольские театральные вечера". Домой "Мальчишки…" привезли специальный приз "За творческую одержимость", а их молодые исполнители — самые теплые воспоминания о тернопольчанах, принимавших их как родных.

Кстати, фестивальный спектакль — тоже сказка, хотя и адресованная старшим. Ну как тут не сделать вывод, что этот жанр в подаче этого театра в родном городе самый востребованный? А повелось так, наверное, с тех давних пор, когда 16 февраля 1988 года состоялась первая премьера. Никогда не унывать, не зарывать в землю Богом данные таланты устами героев пьесы Белы Юнгера "Улыбнись, малыш" младое севастопольское племя призвали актеры хозрасчетной театральной студии "На Большой Морской". И пусть сегодня это первое творение представляется весьма скромным в профессиональном отношении, именно оно и несколько следующих, созданных для детей и подростков, определили в конце концов участь группы энтузиастов. Настал день, когда студия стала "городским театром для детей и молодежи" (хотя земляки по-прежнему называют его Театром на "Большой Морской" и еще чаще просто ТБМ.

Как не отдать должное прозорливости тогдашних городских властей, решивших финансово поддерживать творческий коллектив. Подобную бы — другим поколениям отцов города, давно реконструировали бы здание да и поставили точку в постыдном долгострое — дополнительном помещении для театра в центре, на Большой Морской!

Что ни год, в афише ТБМ — два, а то и больше названий новых сказок. Но и старые, не потерявшие притягательности для зрителей, надолго задерживаются. Театр помогает им пребывать в добром здравии, ценя заслуги "ветеранов сцены".

Таков "Теремок" — затейливо-нарядный и по-хорошему простодушный. Выстроенный аж в начале 90-х нынешним художественным руководителем, а в то время актрисой Людмилой Оршанской, он своего рода "реликвия". Ведь с этой сказки, как правило, начинается знакомство малышей с театром. Как и прежде, прелестна "певучая" "Дюймовочка" — сказка-опера режиссера Ирины Пантелеевой, заслуженного деятеля искусств Автономной Республики Крым. У этого спектакля примечательная судьба. Вначале в нем играли школьники — питомцы студии при театре. В 1997-м на московском фестивале детских музыкально-драматических коллективов "Искусство — любовь моя" (его проводил знаменитый театр имени Натальи Сац) "Дюймовочка" произвела фурор: Гран При и победа в шести номинациях. С тех пор она "повзрослела", однако главные роли, как и раньше, исполняют студийцы, но уже бывшие — ныне артисты театра, вырастившего их.

А как не упомянуть о такой незаурядной постановке, как "Маугли". Это также "талисман" Театра "На Большой Морской": участник нескольких фестивалей различных рангов. Непривычный для детского театра проект задумали и осуществили в Севастополе. "Маугли" — спектакль "без слов" — хореографическое представление. Однако пластические характеристики киплингского бастиария так точны и выразительны, что и многие маленькие зрители смотрят его на одном дыхании.

Украшением зимней афиши последних сезонов (и нынешней, само собой) является "Девочка со спичками". Эта работа — откровение…Достаточно сложная, даже изысканная по своей стилистике, она пронизана интонацией светлой печали — будто над сценой, совсем рядом, витает сам дух великого датского сказочника…Как никакой другой, спектакль вызывает у детей бурю переживаний и множество вопросов о жизни, на которые не успевают отвечать их родители, сами потрясенные увиденным. Трудно теперь поверить в то, что, когда Ирина Плескачева, она же балетмейстер театра и автор проекта "Маугли", взялась за инсценировку рождественской истории Андерсена, мало кто верил в успех ("Никто не захочет смотреть грустную сказку!") Воистину нам не дано предугадать.

…В фойе разговорилась с моложавой бабушкой дошкольника Сергея. Г.Ф.Кудрявцева, сотрудница океанографического института, как выяснилось, заядлая театралка. Потому и внука решила приобщить к театру пораньше. Впервые привела сюда двухлетним. Но такого результата даже она не ожидала! Теперь егоза Сережка — инициатор вылазок в театр. Случается, планы у взрослых другие, настроение не то…

— Но попробуй откажи ему! — смеется моя собеседница. — Ходим на сказки несколько раз в месяц, давно посмотрели весь репертуар. Да я сама к этому театру неровно дышу. Почему? Да за его уважение к детям, за искренность. Иногда в зале полно крох, даже артистов пожалеешь, а они так работают! Очень честно.

Юные поклонники ТБМ — особая статья. Они не войдут в зал, не купив программку, и никогда не покинут его, пока не опустится занавес. Цветы артистам дарят после каждого (!) представления, независимо от того, какое на дворе время года. Причем, выбегая на сцену, вручают букеты вовсе не одним "положительным" персонажам. Сережка, к примеру, в день нашего знакомства преподнес свой Кабарасу Барабасу. Хоть и трусил немного всякий раз, когда этот сказочный злодей-бородач появлялся. Кстати, я была вполне солидарна с выбором "кандидатуры" мальчонкой: Валерий Сенчиков, корифей здешних подмостков, был и впрямь выше всех похвал в детском мюзикле про Буратино.

Прощаясь, Галина Федоровна посетовала: трудно стало с билетами на хорошие места. Не позаботишься заранее, приходится довольствоваться приставными.

Это феномен текущего сезона — аншлаги практически на любое утреннее представление. И это, невзирая на возросшую почти в два раза стоимость посещения театра. Похоже, что и сами его работники, люди чрезвычайно скромные, пребывают по этому поводу в некоторой растерянности. Но одна из попыток объяснить ситуацию показалась мне ближе всего к истине. Нынче ребятишек приводят молодые мамы и папы, которые сами получили "прививку" театром. Вот так и дают плоды ростки, когда-то высаженные под этой крышей чуткими и мудрыми театральными волшебниками…

Напоследок не могу не привести выдержки из письменных объяснений в любви — ими заполнено несколько тетрадей отзывов о спектаклях ТБМ:

"В каждый приезд в Севастополь мы — зрители на ваших чудных и добрых сказках. И вступительная беседа перед ними, и полная отдача всех артистов покоряют и больших, и маленьких. Семья Пасечник-Чабан, Киев".

"Поход в ваш театр для моей дочки — величайший праздник. Вы подарили нам массу радостных впечатлений на целый год до следующей встречи летом. Ольга и Танечка из Москвы".

Другие статьи этого номера