Атлантику банкротить или спасать?

Причины сегодняшних успехов и неудач находятся в прошлом. В далёком и не очень. Это относится как к каждому конкретному человеку, так и к производственному коллективу. В последние годы мы стали свидетелями упадка и развала больших, известных в прошлом предприятий. Но есть немало примеров того, как они, пережив неудачи, наверстывают упущенное и динамично развиваются в условиях рыночных отношений. О таких предприятиях средства массовой информации часто сообщают в радужных тонах. А о неудачниках вспоминают лишь в связи с каким-нибудь конфликтом.
Вот и в отношении "Атлантики" периодически возникают скандалы, которые, по моим предположениям, являются следствием намеренного слива компромата. В связи с этим меня занимает одно обстоятельство: отношение трудового коллектива к судьбе предприятия, вернее к тому, что от него осталось.

Летом 1999 года коллегия Госкомрыбхоза приняла решение о реструктуризации активов "Атлантики" советского образца. Из нее выделили два подразделения и на их базе создали госпредприятия: "Севастопольское управление океанического рыболовства" (СУОР) и крюинговую компанию. В СУОР приказом Госкомрыбхоза было передано 31 судно. По разделительному балансу вместе с активами в новые предприятия передавались и пассивы, то есть долги. Правда, затем выяснилось, что пассивы были переданы не в полном объёме, поскольку некоторые суда находились в рейсе, а там были задолженность по счетам, депонент по инвалюте, споры с поставщиками и т.д. От старой "Атлантики" остались лишь береговые подразделения: фабрика орудий лова, дом межрейсового отдыха, склады, автопредприятие, база технического обслуживания, лагерь отдыха и турбаза.

Почему это было сделано? Мои расспросы заинтересованных лиц обычно заканчивались многозначительным тычком пальцем куда-то вверх и фразой: "Ну ты же понимаешь…". Кто-то говорил об управлении активами и стремлении избежать неконтролируемого роста долгов. Так или иначе, но схема, похоже, кое-кому понравилась. Осенью 2001 г. на очередной коллегии уже Укргосрыбхоза было принято решение об очередной реструктуризации активов уже ГП "СУОР". Из него выделили четыре предприятия, в которые передавались суда. Опять же по передаточному балансу вместе с активами должны были передать пассивы — долги. Но как-то так получилось, что баланс опять не сошёлся. Уже не в пользу ГП "СУОР".

Позднее две из четырёх новосозданных компаний были приватизированы при участии Фонда государственного имущества Украины. В итоге к началу 2005 года, когда к руководству госдепартаментом рыбного хозяйства пришла новая команда под руководством А.С. Качного, в Севастополе были "Атлантика" образца Н.Н Шведенко (бывшего руководителя госкомрыбхоза), СУОР и несколько предприятий, созданных на основе активов еще советской "Атлантики".

В целом такая схема реструктуризации напоминает банальный увод активов из предприятия, которое являлось стратегическим и не подлежало приватизации. Мне не хотелось бы бросаться обвинениями. На это есть прокуратура и суд. Интересно другое. Ведь любая реструктуризация должна быть согласована с профсоюзом. Это оговорено в отраслевых соглашениях.

Мне трудно представить, что отраслевой профсоюз не видел проблем, порожденных реструктуризацией. Ведь перед ней в "Атлантике" работало около 15 тысяч человек, голос которых был весьма существенным на политических весах. Как могли профсоюзные функционеры не учитывать этого? Есть одно объяснение: профсоюзы советской поры во многом зависели от отраслевого руководства и часто просто смотрели ему в рот.

Придя к руководству департаментом, команда А.С.Качного занялась инвентаризацией активов отрасли. Была создана специальная комиссия, в состав которой вошел и я. В июле, участвуя в проверке ГП "Атлантика", я был приятно удивлён тем, что коллектив предприятия, несмотря на тяжёлые времена, не опускает рук, не отчаивается. Структурные подразделения продолжают работать, несмотря на то, что руководство со стороны генерального директора "Атлантики" Д.И. Лукьяненко нельзя назвать эффективным.

Конечно, груз долгов, часть из которых являются надуманными, давит на предприятие, но стоимость активов продолжает составлять сотни миллионов гривен. При поддержке государственного департамента рыбного хозяйства уточнены данные инвентаризации, восстановлены на балансе ранее "испарившиеся" активы, проведены переговоры с кредиторами, намечены пути спасения "Атлантики" от банкротства.

Вместе с тем активизировались противники реализации плана вывода предприятия из кризиса. Во время запуска в эксплуатацию турбазы "Изумруд-2" туда приехал помощник прокурора одного из районов Севастополя в сопровождении представителей МЧС, СЭС. Сообща они отключили электроснабжение базы, перерезав кабель. При таком противодействии до конца сезона так и не удалось запустить в работу турбазу. Прибыль от нее могла бы пойти на погашение задолженности кредиторам.

Пример с турбазой наводит на мысль о том, что существуют силы, заинтересованные в искусственном банкротстве ГП "Атлантика". Ведь оно по-прежнему располагает весьма существенными ликвидными активами. Например, турбаза "Изумруд-2" имеет десять гектаров земли на ЮБК, стоимость которой оценивается в миллионы долларов. А при банкротстве "Атлантики" появляется возможность получить государственные активы по остаточной балансовой стоимости, то есть почти даром. Такова "инвестиционная" технология, отрабатываемая кредиторами, в частности из Днепропетровска.

В начале августа 2005 года на ГП "Атлантика" судом была введена процедура санации. Это решение вызвало нескрываемую радость некоторых заинтересованных лиц. Они добились того, что план перераспределения активов вступил в завершающую фазу. Кому-то за содействие в реализации этой схемы, вероятно, был обещан участок земли, кому-то — домик, кому-то — другая госсобственность. Руководство предприятием перешло к управляющему санацией.

Теперь с целью завладения активами идет сосредоточение долгов в руках одного-двух кредиторов, чтобы получить большинство голосов в комитете кредиторов, подключить к санации предприятия своих так называемых инвесторов и начать реализовывать план, который закрепит беспрепятственную передачу активов от санатора инвестору. Останется преодолеть последнее препятствие — согласовать план санации с госдепартаментом рыбного хозяйства.

Предварительный проект плана санации "Атлантики" на 49 листах был в октябре 2005 года направлен управляющим санацией С.Р. Карпенко в госдепартамент. Тот внес в план замечания, обязал санатора доработать его и ознакомить с ним членов комитета кредиторов.

Представлять госдепартамент на заседании комитета кредиторов по согласованию данного плана было доверено мне. Председательствовал на заседании И.В.Коваленко, имеющий 60 процентов голосов. Он настаивал на том, чтобы немедленно одобрить план санации, хотя представители налоговой службы и Пенсионного фонда этот план даже в глаза не видели. А в нем содержалось ключевое положение, предоставляющее кредиторам свободу действий: "После выполнения обязательств инвестором ему санатором передаются активы предприятия, согласно списку, который будет утверждён позднее".

Стоило немалого труда убедить председательствующего перенести заседание на более поздний срок, чтобы все члены комитета кредиторов, прежде всего представитель фонда госимущества и профсоюзного комитета "Атлантики", детально изучили план санации и осознали его возможные последствия для трудового коллектива предприятия. К счастью, продавить одиозный план председательствующему не удалось, и в заседании был объявлен перерыв.

На следующий день на заседании профкома "Атлантики" речь шла о том, что у трудового коллектива есть реальный шанс самостоятельно решить судьбу предприятия. Правда, конкретных предложений по выходу из состояния банкротства не прозвучало. Как мне показалось, коллектив предприятия был к этому не готов. Я услышал привычные, хотя и обоснованные упрёки на действия государственного департамента, которые привели к развалу предприятия. Но всё же мои слова о том, что пора коллективу брать контроль над ситуацией в свои руки, похоже, коллективу понравились.

После моего выступления на коллегии государственного департамента рыбного хозяйства она решила в ближайшее время вынести на обсуждение план санации ГП "Атлантика". Ситуация осложняется тем, что на ее государственные активы нацелились заинтересованные, с позволения сказать, инвесторы, которые могут пустить оставшееся имущество предприятия с молотка. Государственный департамент рыбного хозяйства в этом случае намерен отстаивать интересы трудового коллектива. Кто выйдет победителем, пока неясно.

В заключение хочу сказать, что в последние годы происходит последовательное уменьшение стоимости государственных активов предприятия. При этом практически невозможно назвать тех, кто персонально в этом виновен. Прокуратура до сих пор никому не предъявила обвинений. Очевидно, что авантюра по развалу "Атлантики", которую инициировали два-три человека, в дальнейшем вовлекла в свою орбиту и руководителей других предприятий, и чиновников различных уровней власти, которые надеются на получение выгоды от банкротства. Поэтому исключение одного-двух персонажей из схемы разбазаривания собственности "Атлантики" принципиально проблемы не решит. Предотвратить окончательный развал и растаскивание того, что ещё осталось от предприятия, можно, лишь предложив альтернативный общественный проект. Только когда число участников этого общественного проекта превысит число сторонников развала "Атлантики", трудовой коллектив получит шанс оптимально решить судьбу предприятия.

Другие статьи этого номера