Романтика морских глубин

Есть люди, для которых оседлый способ жизни смерти подобен. Они все время в дороге и поиске. К таким относится и Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Академии наук Украины. Застать его в Киеве — большая удача. Ведь основное его место работы — море. Там он ищет затонувшие корабли.
Мы встретились на перроне столичного железнодорожного вокзала. Недавно возвратившись из экспедиции в Крым, он спешил в Санкт-Петербург, чтобы подписать договор на приобретение гидролокатора. Перед отправлением поезда мне удалось немного его расспросить.

— Сезон выдался удачным, — рассказал Сергей Александрович. — Из запланированных госпрограммой подводно-археологических исследований выполнено около 80 процентов. Это большой успех, ведь работать приходится с архивными материалами, в которых много недостоверной информации. Основным объектом поиска был транспортный теплоход "Армения", потопленный фашистским самолетом с почти семью тысячами человек на борту. За пять выходов в море мы проверили все архивные координаты места вероятной гибели корабля и оказалось, что они не соответствуют действительности. Поэтому, начиная с февраля, будем работать возле мыса Аю-Даг по расчетным координатам, определенным специалистами с учетом скорости судна, курсов, минных полей. Мы подключим к поиску новейший гидролокатор бокового обзора, способный исследовать дно на глубине 2000 м, который нам изготовили в Санкт-Петербурге. А в мае к нам присоединится известный американский эксперт, директор Института археологической океанографии университета Род-Ай-ленда Роберт Баллард (это он нашел "Титаник") со своим судном "Эндевер", оснащенным самой мощной поисковой техникой в мире. В случае удачи мы хотим совместно обследовать судно, чтобы установить причину его гибели.

К 100-летию создания подводного флота, отмечаемому 19 марта, департамент намерен построить памятник морякам, погибшим в годы Первой и Второй мировых войн. На нем высекут названия 33 лодок, лежащих на дне, и все 1220 фамилий погибших. Памятник в виде рубки субмарины установят в Балаклавской бухте у входа в военно-морской музейный комплекс. К юбилею команда Воронова предпримет попытку найти и поднять на поверхность мини-подлодку "Пигмей", потопленную фашистами в 1944 году в Феодосийском заливе. Она может стать одним из самых интересных экспонатов музея.

В совместную украинско-американскую программу на 2006-2010 годы внесены исследования подводного наследия, относящегося к античной эпохе и периоду Второй мировой войны, у входа в бухту Херсонес и неподалеку от мыса Сарыч. Предполагается установить морские торговые пути I-II вв. до нашей эры, отыскать затонувшие корабли той поры, перевозившие зерно и другие грузы. (В сероводородном слое Черного моря они должны сохраниться, что подтверждают ранее проводимые исследования). Планируют археологи и поиск пассажирского парохода "Ленин", эвакуировавшего около 4 тыс. жителей Одессы в 1941 г. и подорвавшегося на мине. А также трех эсминцев во главе с "Харьковом", затонувших на траверзе Феодосийской бухты в 1943 г., и двух кораблей, которые в 1942 г. везли пополнение в окруженный Севастополь.

— В следующем году мы хотим открыть несколько музеев, — поделился планами Сергей Александрович. — В подводно-археологическом музее в Черноморском будут экспонироваться обнаруженные в Каркинитском заливе остатки парусного военного корабля XVII века — брига длиной около 40 м с оружием на борту. После паспортизации мы транспортируем его к Черноморску под водой, чтобы не консервировать и не разрушить. В Каламитском заливе покоится несколько затонувших судов периода Первой и Второй мировых войн. Там тоже создадим экспозицию из пяти компактно расположенных кораблей — "Санта-Фе", "Варны", "Юджи-102", "Цесаревича Алексея Михайловича" и "Волго-Дона". Несколько судов античной поры и средних веков мы сконцентрируем на одной площадке в районе Балаклавы. А отдельный морской музей хотим открыть прямо на 400-тонной научной подводной лодке "Бентос-300".

Организацией подводного туризма занимается госучреждение "Укрдайвинг" — оно будет обеспечивать безопасное посещение этих объектов с использованием четырехместного подводного аппарата "Омар". Кстати, Воронов убежден, что необходимо спасать все объекты на небольших глубинах от "черных" археологов. Они уже порезали на металлолом эсминец "Фрунзе", затонувший возле Тендровской косы. Oт него осталась только боевая командирская рубка, которую хотят транспортировать в музей Севастополя. Есть и другие примеры разграбления судов.

В ближайших планах Сергея Воронова на следующий год значится работа по затонувшему паруснику 1854 г. "Citi of London", который вез на борту винно-водочные изделия для британского экспедиционного корпуса. В марте намечается подъем торпедного катера "Ш-4", обнаруженного в районе Тарханкута. Он будет доставлен в военно-морской комплекс в Балаклаву. Здесь же намечается тренинг по консервации и реставрации подводного материала для всех работников музеев, где есть такие экспонаты. Его проведут специалисты центрального морского музея Польши. А в июне на первом детском дайв-фестивале в Севастополе ребят будут обучать навыкам подводного ориентирования.

Другие статьи этого номера