Мы вступили в год испытаний на гражданскую зрелость

В конце прошлого и начале нового года принято подводить итоги, размышлять о том, что сделано, а что нет, строить планы на будущее. Естественно, что каждый судит о прожитом исходя из своего жизненного опыта. К сожалению, наша осведомленность никогда не бывает полной и достоверной, а наши выводы порой бывают далеки от истины. Наш корреспондент встретился с народным депутатом Украины И.В.Вернидубовым, который в силу своего общественного положения является человеком информированным, и поинтересовался его оценкой экономической, социальной и политической ситуации в стране и путях ее развития.
— Иван Васильевич, давайте сделаем экскурс в недавнее прошлое. Известно, что вы член политсовета Партии регионов. Она находится в оппозиции к власти, поэтому сразу же хочу попросить вас быть объективным и оценивать события минувшего года непредвзято и не впадать в политическую амбициозность.

— Быть в оппозиции — это не значит становиться в позу и порицать все, что делает власть. Партия регионов находится в конструктивной оппозиции, то есть имеет свои обоснованные наработки по кардинальным проблемам развития страны. Мы против огульной критики, предлагаем альтернативные пути решения этих проблем и выносим их на суд общественности. Не могу не сказать о том, что "оранжевые", придя к власти на лозунгах о борьбе с коррупцией и преступностью, быстром экономическом росте и скором вступлении в европейское сообщество и всемирную торговую организацию, многих своих обещаний не выполнили, однако пытаются убедить людей в обратном.

— Помнится, предвыборная программа Виктора Ющенко называлась «10 шагов навстречу людям». Удалось эти шаги реализовать?

— Из десяти первых обещанных указов Президент подписал три, частично реализовал два, не выполнил пять. У государственного деятеля должно быть незыблемое правило: обещать выполнимое, обещанное — выполнять. Сделаем скидку на то, что эти обещания давались Виктором Андреевичем в состоянии эйфории, вызванной избранием его на пост Президента, но дальше потянулась череда событий, наводящих на мысль, что страной управляет не власть, а обстоятельства. В начале февраля 2005 года правительство возглавила Юлия Тимошенко. На первом же заседании Кабмина она провозгласила полную эмоций программу, в которой отсутствовали конкретные цифры. Затем последовали кризисы. С марта — мясной, с мая — бензиновый, с июня — сахарный. Цены на эти и другие продукты первой необходимости выросли, и замаячил уже позабытый всеми призрак дефицита. Затем страну потряс газовый конфликт с Россией.

На четвертый день работы нового Кабмина он отзывает из Верховной Рады законопроект "Об основах борьбы с коррупцией", подготовленный правительством Виктора Януковича и не принятый из-за политического хаоса в предвыборной борьбе за президентское кресло. Ротация кадров по принципу личной преданности Президенту и приверженности лозунгам "оранжевого переворота" логически привела к беспрецедентному коррупционному скандалу, к которому были причастны многие высшие государственные чиновники. Этот скандал сопровождался гонениями политических противников.

Все это пагубно сказалось на экономике страны. В 2005 году резко упали темпы роста внутреннего валового продукта. Они оказались самыми низкими за последние шесть лет. Во втором полугодии 2005 года, в сущности, прекратился экономический рост. Практически не развивается легкая промышленность, уменьшилось производство мяса, на 20 процентов сократились посевные площади озимых.

Правительство Юрия Еханурова предпринимает попытки стабилизировать экономическую ситуацию, но пока ему не удалось преодолеть тенденцию снижения темпов роста внутреннего валового продукта.

— Иван Васильевич, как вы оцениваете государственный бюджет на 2006 год?

— Как документ нереальный. Это признают многие депутаты Верховной Рады. Кстати сказать, спикер парламента Владимир Литвин, настаивая на его принятии, сказал, что лучше плохой бюджет, чем никакого. Не буду утомлять читателя цифрами. В бюджете заложен прирост доходов над расходами на 18 млрд гривен, то есть на 17 процентов. На то, за счет чего этот прирост будет достигнут, Кабмин не дает вразумительного ответа. По прогнозам аналитиков, при сохранении существующего правительственного курса падение производства продолжится. В минувшем году инвестиции в экономику снизились в 1,7 раза, внешний долг увеличился с 30 до 36 миллиардов гривен. Бюджет не учитывает изменений макроэкономических показателей, связанных с коррективами условий поставок в Украину нефти и газа. Это будет иметь катастрофические последствия для экономики. Бюджет на 2006 год имеет все признаки чисто избирательного. Обещанные социальные выплаты, сокращение задолженности по зарплате экономически не подкреплены. Продолжается тот же популизм, который был характерен для стиля работы правительства Юлии Тимошенко. Это одна из причин того, что фракция Партии регионов не голосовала за бюджет.

— Согласитесь, Иван Васильевич, что для партии, претендующей на роль ведущей в обществе политической силы, такой протестной позиции явно недостаточно. Вы говорили, что Партия регионов имеет программу вывода страны из предкризисного состояния.

— Да, такая программа была принята на внеочередном съезде нашей партии. Она является логическим развитием целей правительства Виктора Януковича, когда он возглавлял Кабинет министров. Ключевым моментом этой программы является изменение всей системы государственного устройства путем децентрализации власти и расширения прав регионов. Надо восстановить полноценное местное самоуправление, каждый регион обеспечить бюджетным финансированием, ввести выборность глав местных советов всеми избирателями.

Мы намерены разорвать порочный круг безответственности и неподотчетности правительства и депутатов перед народом. Украина должна прежде всего полагаться на собственные силы, не надеясь на внешнюю помощь, и вместе с тем проводить политику добрососедства со всеми государствами. Прежде всего с теми, которые имеют с нами общие границы. Исходя из национальных интересов мы будем планомерно вести Украину к европейской интеграции. Партия регионов — за продолжение налоговой, пенсионной, административной и судебной реформ. Кадровая политика должна быть сориентирована на приоритет профессионализма.

Применение новейших технологий невозможно без привлечения иностранных инвестиций. Вместе с тем нельзя не учитывать важности вложения в развитие экономики национального капитала. Каждый, кто вкладывает деньги в украинскую экономику, должен находиться под надежной правовой защитой. Партия регионов выступает за то, чтобы после снижения налогов ввести двухлетний мораторий на изменения в налоговом законодательстве. Надо всячески поддерживать частную инициативу и развитие малого и среднего бизнеса. Эти задачи будут решаться совместно с профсоюзами и организациями работодателей.

Учитывая, что правительства Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова не только не выполнили своих обещаний в социальной сфере, но и допустили сокращение реальных доходов населения, Партия регионов сосредоточит усилия на создании эффективной системы защиты работников на предприятиях всех форм собственности, существенно увеличит финансовые ресурсы молодежного кредитования на получение образования и приобретение жилья, повышение стипендий, обеспечение студентов льготным проездом на протяжении периода обучения. За два года будет преодолен дефицит финансовых ресурсов для выплаты пенсий, ликвидируется разделение пенсионеров на людей разного сорта.

В области внешней политики приоритетным должны стать нормализация отношений с Россией и завершение работы по созданию Единого экономического пространства. Все это Партия регионов, обладающая значительным кадровым потенциалом, способна сделать. Начавшийся год будет насыщен событиями, которые определят курс стратегического развития Украины. В выборе этого пути надо исходить из национальных интересов государства и его народа. И тогда ветер истории будет для нас попутным.

Другие статьи этого номера