Долгий путь компромиссов и согласований

Прошло почти десять лет с тех пор, как была принята Конституция Украины. В ней записано, что Севастополь является городом с особым статусом, однако воспользоваться этим правом севастопольцы не могут до сих пор. С 1996 года различные политические силы не раз пытались облечь свои представления об особом правовом положении города в форму Закона, однако эти усилия не только не имели успеха, но и породили ощущение бесперспективности таких устремлений. Реальная надежда на то, что закон «О городе-герое Севастополе» наконец будет принят, появилась, когда за его разработку взялись Иван Вернидубов и Виктор Заичко, избранные народными депутатами Украины.
Они систематизировали наработки властных структур громады, учли мнения, высказанные севастопольцами, провели большую работу в депутатских фракциях, в профильном комитете и предприняли попытку убедить Верховную Раду принять законопроект, который был лишен политизации, отвечал социально-экономическим интересам города и реалиям рынка. Кроме севастопольского законопроекта, на обсуждение парламента было вынесено еще два. Один разработала фракция "Наша Украина" во главе с Виктором Ющенко, другой — правительство.

Вот как прокомментировал нашему корреспонденту эту ситуацию народный депутат Украины Иван Вернидубов:

— С первым нормативным актом в целом можно было бы согласиться, однако он ограничивал полномочия Севастопольского горсовета и не в полной мере отвечал Европейской хартии о местном самоуправлении, которую Украина ратифицировала. Такое же замечание высказало в своем заключении главное научно-экспертное управление Верховной Рады.

Что касается правительственного варианта, то он не учитывал особенностей формирования местного бюджета, связанных с пребыванием на территории Севастополя Черноморского флота России. В частности, юридически не закреплялись компенсационные выплаты в городской бюджет, которые предназначались на финансирование социально-экономических программ. В результате Севастополь мог оказаться в ситуации, когда базирование Черноморского флота России ложилось бременем на местный бюджет. Кроме того, этот законопроект юридически закреплял выборы городского головы не всеми избирателями, а только депутатами горсовета.

К сожалению, профильный парламентский комитет Верховной Рады занял позицию, которая была направлена на ограничение прав органов местного самоуправления Севастополя. В итоге обсуждение нашего с Виктором Заичко законопроекта неизменно переходило из правовой плоскости в политическую и заканчивалось безрезультатно. Особенно упорное сопротивление вызвало положение нашего законопроекта о предоставлении местным органам власти права представлять интересы города при обсуждении дополнительных соглашений, связанных с реализацией российско-украинского договора по Черноморскому флоту.

Пришлось приложить немало сил, чтобы убедить парламентариев, что севастопольцы не станут на путь дестабилизации социально-политической ситуации в городе. Тем не менее так и не удалось до конца преодолеть некоторые опасения Киева относительно возможного проявления жителями нашего города элементов сепаратизма. Это обстоятельство явилось одной из причин того, что законопроект "О городе-герое Севастополе" прошел долгий путь согласований и компромиссов. Этот закон Верховная Рада принимала трижды, но каждый раз Президент Украины накладывал на него вето.

У Президента есть конституционное право не согласиться с законом, одобренным Верховной Радой. Однако при этом глава государства должен не просто выразить свое несогласие, но и конкретно и обоснованно представить законодателю, как та или иная статья закона должна быть сформулирована. К сожалению, в "Предложениях" Президента такая конкретика отсутствует. Его "Предложения" завершаются выводом, который наводит на мысль, что Виктор Ющенко, ссылаясь на неконституционность закона "О городе-герое Севастополе", вообще не видит целесообразности в его принятии. По его мнению, более актуальной является программа устойчивого социально-экономического развития города. Но ведь такая программа постановлением Кабмина была введена в действие еще в 2001 году. К тому же хочу напомнить, что в ходе обсуждения закона на сессионных заседаниях в него было внесено три десятка поправок, учтены действующая нормативно-правовая база, выводы научно-экспертного управления.

Особо хочу сказать о внесенных в закон поправках. Прежде всего они касались административно-территориального устройства Севастополя. Действующая модель местного самоуправления, включая городской совет, горсовет Инкермана, районные, сельские и поселковые советы, сохраняется. Более того, наш вариант нормативного акта упорядочивает ее в соответствии с Законом Украины о местном самоуправлении. Существенным для города является местный бюджет. Справедливым и оправданным видится предлагаемая нами норма: средства от межгосударственного российско-украинского договора о пребывании Черноморского флота России на территории Севастополя должны распределяться по 50 процентов в местный и государственный бюджет. Это позволит городу развивать свою инфраструктуру и модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство.

По иронии судьбы Виктор Ющенко был в числе авторов, разрабатывавших законопроект об особом статусе города Севастополя, а затем наиболее активно противодействующих его принятию. События последнего времени, вступление в действие политреформы, переход Украины в парламентско-президентскую республику порождают новые надежды на то, что Севастополь наконец обретет свой особый правовой статус и тем самым послужит делу укрепления государственности Украины.

Другие статьи этого номера