Страсти по маяку

Украинские и российские СМИ по-разному пишут о событиях, которые произошли 13 января в Ялте, когда портовый маяк был то ли передан в состав государственного предприятия «Госгидрография» Министерства транспорта и связи Украины (автор: в соответствии с решениями судов), то ли захвачен неизвестными людьми.

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ

В любом случае рано утром 13 января начальник маяка Виктор Полищук (служащий Черноморского флота Российской Федерации) не смог попасть на свое рабочее место. Он сообщил журналистам, что на проходной торгового порта его не пропустили, а пропуск забрали.

Начальник Гидрографической службы ЧФ Олег Осипов сообщил журналистам, что Ялтинский маяк принадлежит РФ. Правда, не стал российский чиновник говорить о том, что в соответствии с решениями многочисленных украинских судов командованию ЧФ России предписано передать 77 гидрографических объектов в Крыму украинской стороне.

Реакцией на переподчинение маяка стало заявление главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина, который расценил переподчинение Ялтинского маяка как чистую провокацию и в высшей степени недружественный акт и потребовал от командующего ЧФ РФ вице-адмирала Александра Татаринова вернуть гидрографический объект Черноморскому флоту.

Тут же последовало заявление официального представителя МИД Украины, руководителя пресс-службы Василия Филипчука о том, что информация о захвате маяка в Ялте является "дезинформацией или провокацией, поскольку маяк является собственностью Украины". Все объекты навигационно-гидрографического обеспечения на морском побережье Крыма, включая маяк Ялтинского морского торгового порта, являются собственностью Украины, отметил он.

По словам представителя МИД Украины, "соглашения, которые регулируют правила временного пребывания Черноморского флота России на территории Украины, не предусматривают передачи в аренду Черноморскому флоту России каких-либо объектов навигационно-гидрографического обеспечения". В соответствии с международным законодательством ответственность за безопасность мореплавания в территориальных водах Украины также лежит на Украине, заметил он.

В настоящее время управление объектами навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореходства от имени государства в соответствии с постановлением Кабинета министров N 1282 от 17 августа 1998 года выполняет госпредприятие "Госгидрография" Минтранссвязи Украины. Между ГП "Госгидрография" и Ялтинским морским торговым портом заключены договоренности как между двумя хозяйствующими субъектами относительно содержания маяка, сообщил руководитель пресс-службы МИД.

Группа должностных лиц ЧФ РФ выехала из Севастополя в Ялту, чтобы провести переговоры по возвращению Ялтинского маяка, однако они закончились в кабинете начальника Ялтинского торгового порта безрезультатно.

Бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Эдуард Балтин считает, что переподчинение Ялтинского маяка не скажется на обороноспособности Черноморского флота. "Этот маяк на сегодняшний день практически никакой роли для боеготовности флота не играет, — отметил он. — Его никто не охраняет, там никогда не было никакой охраны, тем более вооруженной".

"Сейчас этот пожар начнут раздувать, потом все встанет на свои места, но таким образом определенный промежуток времени все будут при деле, — добавил Балтин. — Каждый вроде бы защищает свои интересы, но на самом деле это мышиная возня".

НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Полномочный представитель Министерства транспорта и связи Юрий Лещенко в связи с неоднозначной трактовкой переподчинения Ялтинского маяка дал журналистам некоторые пояснения правового характера.

Проблема Ялтинского маяка и других навигационно-гидрографических объектов связана с разделом ЧФ бывшего СССР. Когда в 1997 году две страны подписали соглашения о разделе ЧФ и об условиях его базирования в Украине, то государственному предприятию "Госгидрография" Минтранса сразу отошли объекты в Одессе, Николаеве, Керчи, но не на Крымском полуострове.

Здешнее навигационно-гидрографическое оборудование (около 80 маяков и навигационных знаков) было зачислено в разряд такого, которое используется совместно или ЧФ РФ на правах аренды. Было и такое, которое не попало в российско-украинские документы.

Правоустанавливающих документов на объекты в Крыму у ЧФ РФ нет. До сих пор не подписаны договоры аренды, в то же время Севастопольский филиал "Госгидрографии", согласно действующему законодательству, несет полную ответственность за безопасность мореходства от мыса Тарханкут до Алушты, не имея в руках всех необходимых инструментов для осуществления этой задачи, считает Юрий Иванович.

Лещенко говорит, что все без исключения объекты соответственно закону Украины "О предприятиях, учреждениях, организациях союзного подчинения, размещенных на территории Украины" от 10.09.91 г. являются государственной собственностью. Гидрографическое имущество является собственностью Украины и в соответствии с постановлением Кабмина от 17.08.98 N 1282 передано в сферу управления Министерства транспорта и связи. Наконец Украина в свое время (1999 год) присоединилась к двум Международным конвенциям (1948 и 1982) и не может их не выполнять. Но ЧФ РФ, удерживая в своих руках навигационно-гидрографические объекты, препятствует выполнению Украиной международных обязательств. В 1996, 1997 и 2000 годах Главное управление навигации и океанографии МО РФ выпускало извещения мореплавателям, которыми сообщило всему миру, что не несет ответственности за безопасность мореплавания в территориальных водах Украины, но ЧФ РФ продолжал и продолжает удерживать гидрографические объекты в Крыму, называя их предметом межгосударственных переговоров, считает Лещенко.

Генеральная прокуратура Украины еще в 2001 году обратилась в соответствующие судебные инстанции, которые решили проблему гидрографических объектов в пользу Киева. Последнее решение Севастопольского хозяйственного суда (7 июня 2005 года) обязало ЧФ РФ передать 77 объектов государственному предприятию "Госгидрография". На основании решения суда начали действовать государственные исполнители, в том числе и на маяке в Ялте.

Другие статьи этого номера