Таки нет!

В субботу Президент Украины Виктор Ющенко вновь вернул в Верховную Раду для повторного рассмотрения закон «О городе-герое Севастополе».
Не в первый раз «Слава Севастополя+» поднимает тему принятия/непринятия долгожданного многими закона «О городе-герое Севастополе». В последний раз — в конце прошлого года. Внимательный читатель, наверное, помнит, на чем мы тогда остановились (N от 24 декабря 2005 года). Для тех же, кто подзабыл, процитируем только последний абзац той статьи «Бог любит троицу?»

"…Это было последнее из предложений Виктора Ющенко, учтенное народными избранниками. Все остальные, а их поболе, отклонены. Именно это дает основания предполагать, что Президент воспользуется правом вето, и какое-то время спустя законопроект N 3187-1 с новыми дополнениями будет представлен на рассмотрение Верховной Радой…"

Как известно, закон "О городе-герое Севастополе" в очередной раз был принят Верховной Радой Украины 22 декабря 2005 года после повторного рассмотрения с предложениями Президента Украины (в первый раз закон был принят 23 июня 2005 года, во второй — 3 ноября 2005 года). Верховная Рада Украины не учла предложение Президента Украины отклонить закон как не соответствующий Конституции Украины, внесла некоторые изменения и, приняв его в новой редакции, снова подала на подпись главе государства.

Как это ни покажется грустным, но наша газета в очередной раз оказалась права, поставив в конце того абзаца не точку, а многоточие: Президент закон не подписал и вновь вернул его на доработку в Верховную Раду, поскольку изменения носили, скажем так, лишь косметический характер.

На этот раз, обращаясь к Верховной Раде, Ющенко отметил (цитируем официальный сайт Президента): "Законодательное урегулирование особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в полном соответствии с требованиями Конституции Украины, с учетом современной ситуации и перспектив развития города, международных обязательств Украины является актуальным и имеет особое значение для государства. Поэтому надеюсь, что Верховная Рада Украины с надлежащим вниманием рассмотрит обоснование необходимости отклонения принятого закона и поддержит уже высказанное мной ранее предложение о разработке при участии народных депутатов Украины, прежде всего авторов проектов закона о городе Севастополе, а также представителей заинтересованных парламентских комитетов, центральных органов исполнительной власти, Севастопольского городского совета, ведущих ученых нового согласованного законопроекта по этому вопросу".

Теперь предложения главы государства во время рассмотрения закона на пленарном заседании Верховной Рады будет представлять министр юстиции Украины Сергей Головатый. Предложений достаточно — они занимают 4 страницы текста. На всех останавливаться не станем, отметим основные.

Во-первых, Президент считает, что закреплять законом особый статус Севастополя на основании того, что здесь базируются Военно-Морские Силы Украины и Черноморский флот России, нельзя. Так как ЧФ со временем уйдет, а ВМСУ "дислоцируются на территории государства в соответствии с заданиями обороны, стратегического плана применения и заданий Вооруженных Сил Украины с учетом военно-административного деления территории Украины и социально-экономических условий районов дислокации".

Во-вторых, законом предусматривается выделение в пределах города Севастополя районов, в то же время в составе города сохраняются как самостоятельные административно-территориальные единицы (Инкерман), а также населенные пункты, входящие в состав четырех сельских и одного поселкового совета. Таким образом, узаконивается имеющаяся система административно-территориальных единиц и местного самоуправления в городе Севастополе, которая противоречит требованиям статей 132, 133, 140 Конституции Украины. На этот счет следует также заметить, что Основной Закон Украины не предусматривает возможности внедрения особого административно-территориального уклада в городе Севастополе или каком-нибудь другом регионе государства.

В-третьих, среди причин предоставления городу Севастополю специального статуса определены особенности формирования местного бюджета, в том числе субвенция бюджету города на компенсацию расходов городского бюджета от размещения ЧФ России. Это противоречит в первую очередь Бюджетному кодексу Украины.

В-четвертых, Президент за избрание Севастопольского городского головы путем прямых выборов, но категорически против предлагаемой системы его освобождения от занимаемой должности.

Подытоживая изложенное, Президент принятый Верховной Радой Украины закон Украины "О городе-герое Севастополе" отклонил как не отвечающий Конституции и законам Украины и могущий "создать существенные угрозы стабильности, национальной безопасности и территориальной целостности государства, выполнению международных обязательств Украины".

Будет ли принимать Верховная Рада президентские поправки? Скорее всего, примет, опять-таки воспользовавшись "косметикой". Впрочем, это тоже не гарантирует того, что закон будет принят до выборов.

Вспомните, что после того, как в июле Ющенко ветировал закон "О городе-герое Севастополе", он дал поручение Кабмину разработать долгосрочную Программу стабильного социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя, которая была бы призвана ЗА- или ПОДМЕНИТЬ этот закон. Примечательно, что Кабинет министров Украины одобрил концепцию этой программы буквально накануне последнего возвращения законопроекта в ВРУ — 11 января 2006 года.

Случайность?

Дмитрий ЖЕЛНИН.

Глас народа

ЗАКОН О СЕВАСТОПОЛЕ: ЧЬЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ ВАМ ИМПОНИРУЕТ С РАСЦВЕТОМ ДЕМОКРАТИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ?

Николай, педагог:

— Чем больше будет прав у громады решать свои вопросы, тем это будет более демократичным. Тем более будет привлекательно государство для граждан. В Европе даже такая чисто техническая проблема, как прокладка железной дороги в Италии, вынесена на обсуждение муниципальных общин. Это показывает степень гражданской зрелости. А нам, видно, зрелость не грозит.

Александр Вадимович, инженер:

— Закон не принят в очередной раз. Кому-то не хочется его принимать. Но я думаю, что депутаты на пути того, чтобы добиться своего. Единственно, чего не хватает — времени. Если до 26 марта не будет принят закон и придут новые депутаты — все заглохнет еще на несколько лет. А Закон о Севастополе — это результат кропотливой работы не только наших двух народных депутатов, но и всех специалистов города. Обсуждала вопрос и общественность, принимали дополнения к проекту, которые были внесены. И обидно, если закон не пройдет при нынешнем созыве ВР.

З. Негода, предприниматель:

— Сколько можно ветировать Закон о статусе Севастополя? От того, что это происходит уже не один раз, люди начинают думать, что это делается намеренно с тем, чтобы не прошли выборы городского головы. В Киеве говорят, что Киев и Севастополь — города с особым статусом. Но почему для Киева все предусмотрено, а для Севастополя — ничего?

Олег, предприниматель:

— Я думаю, что Президент был прав, ветировав закон. Ведь он указал на несоответствие этого закона конституционным положениям. Однако депутаты не все поправки внесли. Ведь ясно было, что в таком случае закон не будет подписан. Вероятно, это делается с целью накалить обстановку. Причем втягивают в политические игры севастопольцев.

Андрей, молодой специалист:

— Я против этого закона, так как я против выборов головы. Потому что в нашем городе преемственность в этом плане — голова должен назначаться Президентом, а не выбираться.

Сергей Михайлович, офицер запаса:

— Наши нардепы бьются, решают, а им вставляют палки в колеса. Это политические интриги.

Анна Михайловна, тренер:

— Помню, как при выборных мэрах мы жили при веерных отключениях электроэнергии в городе, без горячей воды. Сейчас наша жизнь налаживается. Не хотелось бы изменений в худшую сторону. Поэтому меня не беспокоит ветирование этого закона.

Другие статьи этого номера