Сергей ИВАНОВ: «Бюджет Севастополя сформирован с учетом потребностей горожан»

В ближайшие дни на очередной сессии горсовета будет рассмотрен проект бюджета на 2006 год, подготовленный городской государственной администрацией. Но уже сегодня специалисты окрестили его «народным», потому что заложенные в бюджете средства выделяются на решение конкретных задач, поставленных перед исполнительной ветвью власти севастопольцами. На вопросы об источниках финансирования городских программ и бюджетных приоритетах отвечает председатель Севастопольской городской государственной администрации Сергей Иванов.

— Сергей Анатольевич, некоторые из тех, кто уже успел познакомиться с проектом бюджета на 2006 год, в шутку говорят, что в каждой цифре запечатлены амбиции Иванова. Это отвечает действительности?

— Да, эти цифры в хорошем смысле амбициозны, но это амбиции не Иванова, а конкретных людей, севастопольцев, которые, поднимая те или иные проблемы города, тем самым помогли определить суммы, необходимые для решения поставленных вопросов. Дело в том, что с первых дней назначения мне буквально ежедневно приходили десятки, а то и сотни писем от севастопольцев с криком о помощи. Часть вопросов со временем решалась, остальные аккумулировались, обобщались, поскольку требовали средств, которых в прежнем бюджете не было. В основном это коммунальные проблемы, связанные с отоплением, водоснабжением, уборкой придомовых территорий и улиц. На втором месте стояли вопросы газификации и протекающих крыш. Затем — здравоохранения, ремонта больниц, на четвертом — транспорт и ремонт дорог. Поэтому при формировании нового бюджета его расходная часть была определена с учётом актуальности поднимаемых севастопольцами проблем.

— Недавно вы заявили, что 2006 год в Севастополе должен стать годом коммунального хозяйства. Вы остались при своем мнении?

— Да, готов подтвердить это ещё раз. Людям, которые сегодня живут в тёплых, обогреваемых домах, очень сложно понять состояние человека, находящегося в зимний период в неотапливаемой квартире. Так вот, приоритетом, я уверен, должна стать задача обеспечения теплом всех севастопольцев без исключения. Обогреваться должны не просто микрорайоны и дома, а каждый подъезд, каждая квартира. Никто не должен мёрзнуть. Поэтому первая задача, которую мы должны будем решить в 2006 году, связана с отоплением. С этой целью депутатам будет предложен план финансирования программ по созданию нормального теплоснабжения. Нужно взять на себя ответственность и пойти даже на непопулярные меры, может быть, в ущерб другим вопросам, но вложить средства в ремонт коммунальных сетей, чтобы не было потерь воды и тепла, и добиться стабильной работы этой системы.

Кроме того, принимая бюджет этого года, нам надо будет предусмотреть два варианта, связанных с коммунальными предприятиями. Либо мы повышаем тарифы и не дотируем эти организации в 100-процентном объёме, либо мы не повышаем тарифы, но при этом дотируем эти предприятия, чтобы они не испытывали финансового голода при выплате заработной платы, при ремонтных работах на объектах и не имели проблем с вывозом мусора. Именно в связи с этим мы вынуждены планировать 62 миллиона гривен на дотации коммунальным предприятиям. Сумма для города очень большая, поэтому депутаты должны задуматься, насколько рационально тратить такие огромные средства на дотации коммунальным предприятиям, удерживая самые низкие тарифы в Украине. Ведь социально незащищенные слои населения могли бы в случае принятия новых тарифов получать жилищные субсидии из государственного бюджета в размере трех миллионов гривен! Для сравнения: за весь 2005 год Севастополь получил только 450 тысяч гривен на выплату жилищных субсидий, что является самым низким показателем в Украине. Это значит, что Севастополь фактически отдаёт другим регионам государственные дотационные средства, которые могли бы поступать в бюджет города. Мы поступаем, мягко говоря, неразумно, финансируя все проблемы коммунального хозяйства за счёт средств городского бюджета.

Однако даже при всех возможных колебаниях депутатского корпуса по поводу дотаций коммунальному хозяйству администрация больше не допустит повторения ситуации минувшего года, когда горсовет дотировал коммунальное хозяйство на полгода, а далее бросил коммунальщиков выживать кто как может. При этом из чисто популистских соображений не были повышены тарифы на коммунальные услуги, что еще более усугубляло ситуацию.

Существенные изменения произойдут и по другим социальным направлениям. Особое внимание мы будем уделять ветеранам и пенсионерам. Поскольку в городе более 90 тысяч пенсионеров, в бюджете поставлен вопрос обеспечения их медикаментами. Важнейшая также задача — строительство социального жилья и обеспечение квартирами очередников. Я считаю, что бюджет вообще можно назвать социальным, потому что на это направление предполагается выделить значительную часть всего бюджета.

— Сергей Анатольевич, говорят, что для решения множества проблем нужно решить одну — найти деньги. Откуда они возьмутся в Севастополе?

— Источников наполнения бюджета несколько, и все они будут использованы. Прежде всего администрации удалось добиться того, что сам бюджет Севастополя на 2006 год будет увеличен почти на 30% и достигнет 600 миллионов гривен. Во многом это произойдёт за счёт использования возможностей увеличения субвенций из госбюджета Украины. Так, в этом году вместо 60 миллионов гривен, которые выделялись городу как компенсация потерь от пребывания на его территории подразделений российского Черноморского флота, будет выделено 100 миллионов гривен. Кроме того, в 2006 году из госбюджета будут получены целевые субвенции на приобретение троллейбусов, автомобилей скорой помощи, школьных автобусов, на ремонт и строительство дорог, оснащение сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, а также на газоснабжение территории города, реализацию инвестиционных проектов и противодействие техногенным авариям. В числе субвенций госбюджета есть 5 миллионов гривен на восстановление Мемориала защитников Севастополя на мысе Хрустальном.

В отношении получения средств из госбюджета администрация на протяжении года активно работала на перспективу. В результате 11 января этого года утверждена разработанная городом концепция Программы стабильного социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя на 2006-2015 годы. Теперь Министерство экономики вместе с Севастопольской госадминистрацией разработает и подаст на рассмотрение Кабинета министров Украины проект такой программы. Но уже сейчас мы думаем о том, как подкрепить эту программу финансово. И здесь наша позиция остаётся такой же, как она определена в проекте закона о городе-герое Севастополе: город должен получать 50 процентов от суммы, которая определена за базирование российского Черноморского флота.

— Добиться получения субвенций, конечно, важно, но вы постоянно заявляете, что город должен сам научиться зарабатывать средства в бюджет.

— В этом я убеждён, и доказывать это нашим депутатам приходилось с боем. Прежде всего это касалось продажи земли и продажи права аренды земли. Запланированные на 2005 год 10 миллионов гривен от продажи аренды земли так и не были получены в бюджет из-за несвоевременно принятого депутатами решения. Но лёд тронулся. Первый аукцион проведён, в ближайшие дни будет второй, и деньги начнут поступать в бюджет.

Основным же источником пополнения бюджета будут налоги — подоходный налог, налог на доходы физических лиц. Если в прошлом году бюджет по этому виду доходов составлял порядка 160-170 миллионов гривен, то в 2006-м предусмотрено около 200 миллионов. Немалый процент будет внесен и за счёт того, что в прошлом году нам удалось создать более 6 тысяч новых рабочих мест. Помимо этого — налог на землю и арендная плата. Здесь администрация за счёт контроля над тем, как субъекты хозяйственной деятельности своевременно регистрируют договоры и полностью уплачивают арендную плату, планирует получить в бюджет также значительные средства.

Особое внимание будет уделено инвестиционной политике в городе, что в конечном итоге тоже должно сыграть положительную роль в вопросах пополнения бюджета. Из-за амбиций отдельных политиков, которые помешали принятию решений как на государственном уровне, так и на местном, город в прошлом году не получил около 70 миллионов долларов в качестве инвестиций.

— Тем не менее хватит ли бюджетных средств (при таких запланированных расходах, особенно связанных с дотацией коммунальных предприятий) на капитальное строительство?

— Эту проблему мы намерены решить путём привлечения средств облигационного займа. Общая сумма составит 20 миллионов гривен. Но даже при том, что нам этот заем будет стоить немалых процентов, всё равно это выгодно, потому что построенные коммунальные структуры будут работать на севастопольцев не в далёком будущем, а сегодня.

Е. ДОЛИНСКАЯ.

Тем временем…

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

Как сообщает пресс-служба горсовета, 19.01.06 г. в Севастопольском городском совете начались общественные слушания проекта городского бюджета на 2006 год. Работу по всестороннему и гласному обсуждению главного финансового документа города возглавляет председатель городского совета Валентин Борисов. В слушаниях принимают участие депутаты горсовета, руководители и начальники управлений СГГА, председатели государственной налоговой администрации в г.Севастополе и управления государственного казначейства в г. Севастополе, руководители районов.

Обсуждаются расходы городского бюджета, планируемые на отрасли социально-культурной сферы, дотации на обеспечение льгот отдельным категориям граждан, жилищно-коммунальное хозяйство. 20 января в повестке дня бюджетных слушаний — планируемые расходы на содержание органов местного самоуправления, правоохранительных органов, коммунальных СМИ.

Итогом бюджетных слушаний станут предложения по рассмотрению проекта городского бюджета на сессии городского совета 31 января 2006 года.

* * *

18 января (в преддверии бюджетных слушаний) постоянная комиссия городского совета по вопросам социальной защиты населения провела расширенное заседание, в котором приняли участие председатель ПК горсовета по военным, специальным и чрезвычайным вопросам, представители СГГА.

На заседание ПК были приглашены председатель Севастопольской городской организации ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил Болеслав Приходько и его коллеги из районных организаций. Руководители ветеранских организаций сообщили о проблемах и трудностях в работе.

Председатель ПК по вопросам социальной защиты населения Владимир Сенников и заместитель председателя СГГА Дмитрий Базив ответили на вопросы ветеранов: о запланированных в проекте бюджета 2006 года расходах на здравоохранение, транспортное обслуживание, поддержку общественных организаций.

Ветераны считают, что на поддержку общественных организаций в бюджет 2006 года необходимо предусмотреть не 50 тысяч гривен, а гораздо большую сумму.

В этот же день депутаты посетили Севастопольский Дом ветеранов и благотворительную организацию "Центр помощи детям-инвалидам".

Другие статьи этого номера