Политическое перетягивание каната, или Политреформа как камень преткновения

Партия регионов: «Власть показала, что к демократическим преобразованиям она не готова».

"ВРЕДНОСТЬ" ПОЛИТРЕФОРМЫ ПО-ПРЕЗИДЕНТСКИ

Вся страна замерла в ожидании: чем разрешится долгоиграющий политический кризис? Сложившаяся ситуация очень напоминает детскую игру в гляделки: Президент смотрит на парламент и ждёт, когда тот уступит, парламент смотрит на Президента с такой же надеждой (как-никак — гарант Конституции). Противостояние между парламентом и Президентом стало уже национальной традицией, которую заложил когда-то бывший президент. Наблюдая за поведением Ющенко, складывается впечатление, что он — прямой продолжатель дела Кучмы: уж очень похожи методы.

Виктор Андреевич пытается найти любой повод, чтобы отменить политреформу. О том, что её положения усиливают полномочия премьер-министра и значительно ослабляют таковые президента, давно ни для кого не секрет. Кто же хочет отдавать свои полномочия оппоненту (скорее всего, Виктору Януковичу, чей рейтинг лидирует во всех соцопросах, и даже сам Ющенко признал, что он может стать следующим премьером)? Виктор Андреевич вначале говорил, что политическая реформа вредна для страны (тогда почему вместе со своей фракцией год назад за неё голосовал?), потом не прошёл и трюк с прямым президентским правлением. Поэтому делается всё, чтобы вступление в силу изменений в Конституцию Украины затянуть любыми способами. Ющенко подзабыл тот факт, что именно договор-соглашение о политреформе сплотил вокруг него политические силы, которые никогда не питали к нему особо тёплых чувств.

РЕФЕРЕНДУМ КАК СПОСОБ "ПОХОРОНИТЬ" ПОЛИТРЕФОРМУ

Нужно отдать должное изобретательности Президента: идея объявить референдум — наилучшее средство в "борьбе с политреформой". В своём выступлении в честь годовщины инаугурации он заявил: "Как Президент, для которого закон — прежде всего, я признаю, что с 1 января 2006 года, согласно решению Верховной Рады, в стране действует обновлённая Конституция. Но я не считаю её идеальной. Реформа Основного Закона произошла без участия общественности, даже без обсуждения в украинском парламенте. Считаю, что общество должно сказать своё слово по поводу конституционных изменений. После парламентских выборов нас ожидает честный диалог относительно политической реформы".

Если уж советоваться с народом, то не только по поводу политреформы. Так считает лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович. По этому поводу он сказал: "Что ж, если уж власть решила посоветоваться с народом, то Партия регионов готова поддержать такую инициативу с тем, чтобы заодно спросить, хотят ли люди, чтобы Украина вступила в НАТО, или считают они целесообразным придание русскому языку статуса второго государственного, а также вступление в ЕЭП".

Для Виктора Андреевича объявить референдум — выигрышный ход. Благодаря референдуму процесс вступления в силу положений политреформы можно существенно затянуть, а если очень "повезёт" — и отменить на вполне легитимных основаниях. Найти же аргументы против его проведения сложно: кто же будет спорить, что нужно узнать мнение народа? Но возникает вопрос: почему только по политреформе? Именно этот момент чётко подметил Виктор Янукович. Следуя "референдной" логике, нужно советоваться с народом по всем важным для страны вопросам. Только вот на такое предложение Виктор Ющенко даже не отреагировал, поэтому становится ясно, что к народу "за советом" он пойдёт тогда, когда ему это выгодно, а во всех остальных случаях будет действовать "указами Президента".

ХОЧЕШЬ СОЗДАТЬ ВИДИМОСТЬ РАБОТЫ — СОЗДАЙ РАБОЧУЮ ГРУППУ

Своим отказом утвердить отставку правительства Еханурова Ющенко уже отменил политическую реформу де-факто. Рассуждения о каких-то процедурных вопросах и абстрактное взывание к "нации, которая это знает", означают простой и очевидный факт: революция в Украине не завершилась, а превратилась в перманентную. Именно из "революционной целесообразности" не заинтересован Президент и в урегулировании сложившегося политического кризиса. Об этом свидетельствуют все его действия. Хотя он и призывает к взаимопониманию, даже инициировал создание общей рабочей группы с равным представительством уполномоченных от президента, парламента и правительства, первоочередным заданием которой должна стать разработка предложений относительно гармонизации деятельности ветвей власти. В этом отношении вспоминается старое правило: "Если нужно создать видимость действий — создают рабочие группы". Что именно будет делать рабочая группа, инициированная Виктором Ющенко, — неизвестно. Не обнародованы и реальные механизмы выхода из политического кризиса.

Один из лидеров оппозиционной Партии регионов Евгений Кушнарев подчеркнул: "Виктор Андреевич своими действиями и разочаровывает, и настораживает одновременно. Нельзя заявлять о диалоге, о поиске компромисса как об основном средстве выхода из политического кризиса, и в то же время обставлять свой приход в парламент целым рядом условий, часть из которых фактически является ультиматумом. При таком подходе результата ожидать трудно…"

ПАРЛАМЕНТ ГОТОВ К КОМПРОМИССУ

Сегодня Президент в открытую играет против парламента. Действия Верховной Рады по отставке правительства — не что иное, как реакция на непрофессиональную провальную политику правительства (в газовом вопросе в том числе). И ситуационное совпадение взглядов разношёрстных сил — только подтверждение того, что политика власти потерпела очередной крах.

Всеми своими действиями парламент демонстрирует, что заинтересован в урегулировании политического кризиса. Во-первых, тот невыгоден Верховной Раде тем, что грозит усилением влияния президента, который только и ждёт, чтобы драка зашла так далеко, что придётся вмешиваться на законных основаниях (мол, вот я на белом коне приеду и всех вас, дерущихся, разниму). Во-вторых, одним из его последствий может стать потеря расширенных политреформой полномочий парламента, в чем депутаты не заинтересованы.

С целью найти выход из сложившейся ситуации Верховная Рада пытается предпринимать конкретные действия. На согласительном совете народные избранники внесли ряд предложений, которые, по их мнению, помогли бы выйти из кризиса и стать основой для компромисса между всеми ветвями власти. Это приведение к присяге судей Конституционного суда, которые уже назначены президентом и съездом судей; избрание судей от парламента; частичное переформатирование правительства; требование уйти в отпуск на время избирательной гонки всем госчиновникам, принимающим участие в выборах; пересмотр постановления об отставке правительства или изыскание какой-то формы подтверждения его полномочий; принятие в ближайшее время законов о Кабинете министров, Президенте и регламенте Верховной Рады.

В своём юбилейно-инаугурационном выступлении Ющенко никак не отреагировал на такие предложения парламента.

КТО ВЫИГРАЛ?

В сегодняшней политической задачке нам известны три взаимосвязанные переменные — А, В и С. А — провальное правительство, отправленное в отставку парламентом (но игнорирующее его решение) из-за неграмотной политики, результаты которой ощущает на себе каждый украинец. В — Президент, который защищает своё детище, неэффективное правительство, и обвиняет в непрофессионализме парламент. С — парламент, отстаивающий своё право снимать провальное правительство, представляя интересы избирателя, а не плясать под дудку президента. К какому общему знаменателю они придут — неизвестно. Пока борьба продолжается. И пока неясно, кто выигрывает в этом соревновании, но понятно, что проигрывает народ…

Другие статьи этого номера