Паровоз выборов: спрыгивать или знать?

…В клубах дыма и пара, с ревом и свистом странный паровоз с транспарантом "Выборы-2006" стремительно летит куда-то вперед. Кочегары-политтехнологи без устали подбрасывают уголь политических скандалов и политрекламы. Машинисты-политики толкаются между собой за возможность подергать рычаг свистка. Пассажиры же едут на своих плацкартах, слегка ошарашенные фантастическим сервисом проводников-журналистов и широким ассортиментом ТВ-вагона-ресторана. Кое-кто из них даже позабыл, на какой остановке надо выходить. А поезд все летит и летит — и, кажется, уже не считает нужным делать какие-либо остановки. И вообще пассажиры теряются в догадках, где же у него конечный пункт прибытия…

Пример несколько сюрреалистичный, но события последних месяцев и ситуация, сложившаяся в стране накануне выборов, наталкивают на подобные метафоры. Вал резонансных скандалов и многочисленные кризисы, на которые был так богат минувший год, набрал прямо-таки угрожающие обороты. В какое сравнение идут летние "бензиновые" и "сахарные" кризисы с "газовой", "маячной войной" или "отставкой" правительства и связанный с этими событиями большой политический кризис? И даже морозная зима на этом фоне кажется какой-то подозрительно политизированной.

Можно много говорить о причинах этих конфликтов, о том, какие везде царят некомпетентность и непрофессионализм. Но, скорей всего, дело не в этом. Почему-то не верится, что все прошлые годы управление государством осуществляли все сплошь высококвалифицированные специалисты. Да и государственную машину времен Кучмы сравнивать со швейцарскими часами тоже не приходится.

Когда-то кандидаты-мажоритарники прикармливали избирателей гречкой и сахаром, асфальтировали дороги и проводили газ. В партийной же части бюллетеней выбор осуществлялся в основном из одних лишь симпатий к ее лидерам. Последние изменения в избирательном законодательстве существенно изменили правила игры на политическом поле, но сильно ли изменилось отношение украинцев к выборам? Много ли мы знаем на самом деле?

Понимаем ли мы, что за один день — 26 марта 2006 года — у нас, по сути, произойдет радикальное изменение состава всей власти? О том, что одновременно состоятся выборы в советы всех уровней — от Верховной Рады до мэров и сельсоветов, а новые советы будут иметь новые, существенные полномочия? Знаем ли мы, что впервые местные выборы будут проходить по пропорциональной системе (кроме сельсоветов)? Понимаем ли мы, что на самом деле это значит? Осознаем ли мы, насколько важными теперь становятся партии, особенно на местном уровне? Теперь в их руках будут "ключи от города" — контроль за бюджетом, землей и имуществом города. Понимаем ли мы и понимают ли партии объем коллективной ответственности, который теперь ложится на их плечи? Знаем ли мы, что, голосуя за партию или блок (неважно — в Верховную Раду или в горсовет), мы голосуем не только за лидера, но и за весь партийный список? Насколько хорошо мы знаем всех этих людей? Хватит ли у них знаний и опыта воплотить вторую сторону "партийной медали" — предвыборную программу партии или блока? Насколько эффективно каждый украинский избиратель сможет выбрать сам для себя политическую силу, отвечающую его интересам и предпочтениям?

К сожалению, ответ на все эти вопросы — "вряд ли". Так, по данным социологических исследований (IFES, Международный фонд избирательных систем), половина избирателей Украины не представляет даже, какая в стране cейчас избирательная система. А это значит одно — фундаментальное непонимание принципов влияния народа на власть на данный момент. Можно обвинять политиков в постоянном изменении правил игры, но ведь это как раз та власть, которую мы избрали сами.

Известно ли что-нибудь о деятельности партийных организаций и ее лидеров на местах? По опросам IFES, об их деятельности на западе Украины слышали 44 % респондентов, а на востоке — 29%. Можно прогнозировать, что при таком уровне осведомленности симпатии избирателей к определенной политической силе во всеукраинском масштабе в большинстве случаев автоматически перейдут и на местный уровень.

Напрашивается простой вопрос: хорошо это или плохо? Настолько ли драматична судьба нашего украинского поезда с паровозом "Выборы-2006" в голове?

Один из признаков демократии — право на ошибку. И хоть нам еще не раз придется пользоваться им, пожалуй, лучше все же позаботиться о другом — праве на информацию, праве на знание. Будут знания — будет возможность сохранять разумное хладнокровие для взвешенных оценок и осознанного выбора. Да, информации много, но разобраться не так уж сложно.

Если не путать парламентские выборы со светопреставлением, то причин для того, чтобы посыпать себе голову пеплом, нет. Как не стоит выскакивать из поезда, если вдруг он какое-то время мчится без остановок по незнакомой местности или если проводник почему-то не открывает туалет. И, наверное, лучше несколько раз перечитать расписание и инструкции, чем один раз дернуть стоп-кран.

Александр КИРИЧЕНКО.

(Продолжение следует).

Материал подготовлен при поддержке Гражданской инициативы "Знаю!". Инициатива является внепартийной кампанией и преследует цель помочь избирателям совершить свой, осознанный выбор. Задание "Знаю!" — информирование о правах избирателей, об участниках избирательного процесса (партиях и блоках, их предвыборных программах, списках и биографиях кандидатов в депутаты и мэры).

Другие статьи этого номера