«Ремонт нельзя закончить — его можно лишь прекратить усилием воли» — именно такую аналогию я решил провести, сообщая проблемы городского жилищно-коммунального хозяйства. Уже несколько лет наша группа коммунальных предприятий действует по разработанной еще в то время программе улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Тщательно спланированный алгоритм, следуя которому мы пытались придать городу «чистый лоск» и вернуть звание «самого чистого города» Украины, обнажил ряд коммунальных проблем, которые не только можно, но и нужно решать в кратчайшие сроки.
Представители городской госадминистрации неоднократно заявляли, что наиболее вероятный путь развития Севастополя — это курортно-рекреационный центр. К достижению этой цели сделано немало. Но! В стремлении облагородить Севастополь и сделать его привлекательным для многочисленных туристов, из виду был упущен очень важный фактор, без которого невозможно соответствовать требованиям, предъявляемым к городу-курорту. Постоянная динамика уборки территорий в городе позволяет сравнить, насколько эффективна работа в этой коммунальной отрасли. В связи с этим хочу заострить внимание на том, что сам критерий качества уборки сегодня уже не тот, что был 2-3 года назад. Произошло самое, пожалуй, предполагаемое и закономерное явление — кризис существующих норм коммунальных услуг. Ввиду чего мы становимся свидетелями стихийных свалок в различных уголках города, что болезненно воспринимается севастопольцами, привыкшими получать высокого уровня услуги по уборке и очистке улиц.
Причинами же стихийного роста мест свалок стали старые нормы накопления мусора, которые были утверждены еще в 1996 году, слегка пересмотрены в 1998-м, а также отсутствие общей концепции сбора и утилизации бытовых отходов, веток и строительного мусора. Сегодня мы вместе со специальной коллегией во главе с заместителем председателя СГГА В.А. Дзюбой разработали новые нормы накопления ТБО, которые было решено принять за основу. Они выше зафиксированных в документах 1998 года процентов на 80-90. Но и это, на мой взгляд, не реальная картина — эти нормы нужно увеличить в 2-2,5 раза. К сожалению, ни одна проблема коммунального хозяйства не решается мгновенно, но если выделить приоритетные направления в работе, уверен, решить наболевшие вопросы можно оперативно. Остро стоит вопрос увеличения количества контейнеров в микрорайонах и частном секторе. Нужно, как минимум, вдвое больше урн и на улицах, чтобы севастопольцы не сетовали на "повсеместную грязь". Мы возобновили инвентаризацию договоров на вывоз мусора как у предпринимателей, так и физических лиц. И сразу возникла проблема: предприниматели не хотят заключать договоры. Все привыкли, что мусор — "бесплатный".
Яркий пример — точка общепита на набережной Корнилова, которая заключила договор на вывоз твердых бытовых отходов с определенной организацией. Оговоренный объем мусора… на 30 грн в месяц. Интересно, что можно утилизировать на 1 грн в день из этого заведения? Другой пример: мы заметили, что за последний год объемы накопления ТБО в "коммунальных" урнах по тому же городскому кольцу резко вырос. Наше предприятие осуществляет первую полную уборку урн с семи утра. Причем делаем это двумя машинами (в прошлом году была одна). Но в 9 часов на работу выходят предприниматели, которые перед открытием убирают свои магазины, бутики, кафе. Весь мусор зачастую выносят не в отдельные контейнеры "своего" рэпа, а в ближайшие городские урны. Получается, что в 9.30 их опять нужно высвобождать. За бюджетные деньги! Специалисты нашего предприятия вышли на коллегию СГГА с инициативой: мы готовы заключать такие договоры, но прежде необходимо убедить другую сторону в необходимости платить за мусор от своей предпринимательской деятельности. И здесь нам просто необходима помощь городских властей: начиная от разъяснительной работы и заканчивая применением штрафных санкций к нарушителям.
А жители частного городского сектора пошли по другому пути. Договоры стали заключать. Люди устали жить среди свалок. Уже более пяти лет вывозом в частном секторе занимается ООО "КП "Чистый город", и очевидно, что наблюдается положительная тенденция. Тем не менее этот процесс развивается весьма медленными темпами. Заключенных договоров еще крайне мало, если учитывать, что эти услуги не заложены в бюджет. Единственным источником финансирования наших работ являются физлица — жители этих домов. Вот вам и резерв экономии казенных денег, который все ищут. Там мы работаем пока себе в убыток. А вывоз мусора — дело недешевое. Причем все предусмотренные законом социальные льготы при заключении договоров соблюдаются. Поэтому из расчета 3,6 грн в месяц с человека за вывоз кубометра ТБО из частного сектора льготник будет платить лишь половину, а иной — вообще лишь 25%, то есть 90 копеек!
Со всем вышесказанным напрямую связана еще одна тема для следующего предметного обсуждения — это коммунальные (квартирные) услуги, где в неизменные "23 копейки" входит уже не только вывоз мусора. Старые нормы и тарифы делают это направление работы таким же убыточным, как и в частном секторе. И эту проблему нужно решать, разработав программу. На "авось" не получится.