Он снова решил шокировать

Сегодня актерская школа «Психо Дель Арт» порадует зрителей очередной премьерой — антрепризным спектаклем «12 завтраков с Мефисто»Казалось бы, не так давно в ТБМ прошел дипломный спектакль актерской школы "Психо Дель Арт" "Вот и все!", еще свежи в памяти впечатления от антрепризы "Я и Она", а режиссер — и тут много чего можно вставить, например, писатель, автор трилогии "Белый "LOART" — Андрей Маслов вновь объявил о премьере. Сегодня и завтра на сцене ТБМ будет показана очередная "психо дель артная" антреприза — "12 завтраков с Мефисто". Чем не повод пообщаться с ее режиссером?

— Андрей, давай сначала о том, что уже было. Что с твоим проектом «Вот и все!»?

— Я режиссер одной премьеры! Показали, получили кайф, доставили душевный дискомфорт зрителю — вот и все! Мне кажется, что все истинное и искреннее не должно выходить в тираж. Спектакль — это бабочка-однодневка, и в этом его прелесть. Зато осталась приличная телеверсия.

— То же можно сказать и о спектакле «Я и Она», в который тебе удалось затянуть актера театра Романа Виктюка Тараса Колядова: «все, кина не будет, электричество кончилось»?

— Вот тут ты не прав. Тарас приехал и сегодня примет участие в спектакле. Только не в "12 завтраках…", а в том, в котором и играл — "Я и Она". Это будет своеобразным бонусом: пришедшие на один спектакль увидят сразу две постановки. Согласись, это круто. Это действительно удача. Ведь было несколько удачных премьер… и все! Тарас уехал в Москву, вместо него вводить я уже никого не хотел, так что… проект, как казалось, свое отжил. Но, как оказалось, так только казалось. Колядов вернулся, а с ним вернулся и спектакль. Насколько долго? Может быть, на два дня.

— Хорошо, давай поговорим о «Завтраках…» Это тоже твоя пьеса?

— О нет! Я бы так гениально не написал! Мне скачали ее из Интернета и дали прочесть. Не тронуло. Сначала. А потом перечитал и… осенило: знаю, в каком контексте надо ставить! Представляешь, Мефистофель является на Землю не для шабаша, не для бала с Маргаритой, даже не для пакостей — нет! Он — большой гурман и явился, чтобы вкусно и сытно пожрать! Ведь там пищи нет. Имею в виду земную. А его от этого приятного занятия отвлекают женщины. Их подкупают в нем его возраст, интеллект, знания и, конечно же, инфернальность! Нет, не нарочитая, а скрытая.

Но не это главное. Мефисто, перевидавший (и перепробовавший) миллионы правнучек Евы, знающий, чем заканчиваются все любовные истории, видевший разбитые судьбы, измены, боль, ненависть, суициды, месть… влюбляется, как школьник! Он, хохотавший над глупостью влюбленных мужчин и коварством женщин, из-за которых переворачивался мир и стирались с лица земли страны и народы, до беспамятства влюбился в обыкновенную земную смазливую дурнушку. И был дважды обманут как последний рогатый идиот: она, не таясь, уходит от него к… другой женщине, а в финале и вовсе выясняется, что она — не совсем женщина! Представляешь ярость и безумие взбешенного и подло обманутого Мефистофеля?! От этого можно сойти с ума, что он и делает. В пьесе этого нет, там все очень гладко, келейно, по-семейному, но я увидел, что под другим углом спектакль может оказаться не сентиментальной легкой драмой, а кровавой шекспировской трагедией! Это меня и зацепило.

— Так, а кто же автор?

— Не смейся — женщина!!! Только женщина могла написать такие обкуренные, с первого взгляда, диалоги на своем непонятном (или зашифрованном?) "птичьем языке". Долгое время я вообще не знал имени автора, потом мне нашли его — Юлия Сафонова (если сведения верны). А когда я узнал, что она же пишет еще и тексты для "Ночных снайперов", то я попросту в нее влюбился!

— Ну да, ты же у нас славишься своей влюбчивостью. Теперь расскажи об актерах: опять засветилась «звезда»?

— Уверен, что да. Только пока безымянная, неизвестная. Это выпускник моей школы Василий Папян. В спектакле у него двенадцать партнерш, играющих одну и ту же героиню в разные периоды их знакомства и в разных психических состояниях.

— Не много ли или опять оригинальничаешь?

— Нет, просто хотел воплотить на сцене свою давнюю идею, что на самом деле Женщина — одна-единственная на Земле, а великое их множество — лишь отражение в зеркалах. И мужчина всякий раз видит рядом с собой ту женщину, которую хочет в этот момент!

— А актрисы готовы к тому, что ты от них требуешь?

— Более чем. Они уже подготовлены. Все актрисы — мои ученицы, и за них я спокоен. Хотя шоковых эпизодов предостаточно, но мы репетируем это со смехом, без экзальтации. К примеру, Аннуш Ситникова, раскачиваясь над сценой на веревке, привязанной к ее ноге, при этом еще очень профессионально исполняет вокальную партию! Круто?

— Можно предположить, что «12 завтраков с Мефисто» увидят лишь те, кто придет 16 и 17 февраля в ТБМ. Потом спектакль «прикажет долго жить»?

— Об этом я никогда не думаю. В этом смысле я фаталист: случится лишь то, что должно случиться, и не стоит тратить жизненные силы на борьбу с Провидением. А лучше браться за что-то новое. Но, если честно, мы репетируем на двух языках — русском и французском. Весной во Франции проходят традиционные фестивали франкофонных студенческих театров, так что… Лучше не загадывать.

— Тебе не бывает страшно, когда берешься за «нехорошие» темы? Если не за себя, так за актеров, за близких?

— Синдром постановки булгаковского "Мастера"? В этом смысле нет. Это же не занятие черной магией, а попытка из частности вывести общее. Спектакль, как ни парадоксально, о любви! Он любит Ее, она — другую, а другая вообще никого не любит! Разве тебе не знакомы такие многоугольники. А еще о том, что женщина не совращает мужчину, она выполняет его тайное желание быть совращенным женщиной! Так что спектакль не оставит равнодушными женщин.

— Отойдем от спектакля. Что с твоим телепроектом «Волшебный фонарь», где он сейчас «светит»?

— С ТВ я временно завязал. А может, навсегда. Хотя "никогда не говори "никогда"! Да, программа действительно была эксклюзивная и рейтинговая, к тому же еженедельная, но "отжирала" практически все время: с утра до вечера (иногда до ночи!), с понедельника до понедельника. Все это время я пытался объективно рассказать и показать работы других режиссеров, актеров, художников, операторов, танцовщиков, музыкантов, поэтов, писателей и прочая. Однажды понял: надо делать что-то свое, а не распыляться на несколько параллельных проектов. В споре между ТВ и Театром с большим перевесом победил Театр! Это причина, которая вызревала давно. А повод… неадекватная зарплата. Меньше средней пенсии и прожиточного уровня! Но, повторюсь, телевидение — это наркотик, который никогда надолго не отпускает, так что…

— А писательство?

— И писательство не отпускает. На выходе из типографии роман "Белый "LOART".

— Пятый по счету?

— Пятый вышедший том, а вообще — это завершение трилогии "LOART". Самое начало безумной истории.

— А нельзя было написать, как все люди, от начала к концу?

— Нет, потому что я понял: человеческие взаимоотношения, жизнь вообще не подвержены влиянию хронологии. Они вне времени и пространства. Это и есть Пятое измерение — переживания человека! В момент наивысших человеческих переживаний (безумная любовь, ненависть, страдания) время останавливается или закольцовывается. Отсюда идея задом наперед. Кто читал, знает, о чем это я!

— Быть может, ты его переработаешь в пьесу и поставишь на сцене?

— А разве это можно поставить вообще?

Другие статьи этого номера