Очередной съезд Всеукраинского объединения депутатов местных советов прошел в жарких дискуссиях о том, как будут работать местные советы после выборов-2006. Основу этих советов вскоре будут составлять политические партии, а не депутаты-мажоритарщики.
Такие изменения в Украине — к худшему, убежден председатель Всеукраинского объединения депутатов местных советов Владимир Яловой. Он призывает вернуться к мажоритарной системе, по крайней мере, на уровне городов, сел и поселков.
— Владимир Борисович, большинство присутствовавших на съезде депутатов, в том числе вы, имеют практически 100-процентные шансы попасть в местные советы в результате выборов-2006. Тем не менее вы выступаете категорически против нынешней пропорциональной системы избрания советов. Почему?
— Потому что дело не конкретно в моем депутатстве или депутатстве других политиков из нашего объединения. У нас за плечами опыт работы в местных советах, и мы хорошо видим, что нынешняя пропорциональная система избрания советов — это преступление против украинского народа. Она парализует работу органов местного самоуправления и будет разрывать страну на куски. Мы намерены с этим бороться как сейчас, так и после выборов.
— Вы думаете, что народ еще не понял всех недостатков пропорциональной системы?
— А кто поинтересовался мнением народа, когда принимал такое решение? Политические силы в Верховной Раде стремились перейти к пропорциональной системе для того, чтобы закрепить свои позиции в региональных советах. Действительно, они теперь будут иметь там влияние, свой "плацдарм". А какое влияние на депутатов будут иметь избиратели? Раньше они избирали конкретного человека, который отвечал за их округ, отчитывался перед людьми, решал их проблемы.
Теперь "привязка" депутата к округу исчезнет. Избиратели будут метаться между партийными приемными, и ни одна партия не будет чувствовать на себе ответственность за проблему конкретного гражданина.
— Представьте, что выборы в местные советы все-таки состоялись по партийным спискам. И тогда…
— …советы превратятся из органов, которые решают местные хозяйственные проблемы, в политические дискуссионные клубы. В таких городах, как Киев, где в горсовете будет представлено несколько партий, замедлится принятие самых мелких решений. Депутаты будут голосовать не так, как им подсказывает совесть или наказы избирателей, а так, как сказала партия. Депутат превратится в настоящую машинку для голосования. Его собственная позиция никого не будет интересовать.
Немало времени уйдет на переговоры между партийными боссами, на борьбу с оппонентами. Посмотрите, как сложно сейчас идут переговоры о создании коалиций на уровне Верховной Рады. А теперь представьте, что такие дискуссии перебросятся на уровень города и села.
Можно еще понять политические баталии, когда речь идет о принятии законов для всей Украины. Но ломать копья в ситуации, когда обсуждаются коммунальные проблемы или построение дороги на селе, — это уже нонсенс.
— Но не во всех же местных советах будет «многопартийность». Скажем, на востоке или западе страны одна партия получит большинство — и дискуссии исчезнут как таковые.
— В этой ситуации есть другие опасности. Действительно, на востоке и западе страны в местных советах большинство будет представлять не коалиция, а одна партия. Но обратите внимание, что в Западной Украине — это одна партия, а в Восточной — совсем другая. То есть органы местного самоуправления в разных уголках страны будут отстаивать совсем разные (если не сказать — противоположные) политические идеи.
Идем дальше. Как будут формироваться отношения местной власти и центра, местного совета и губернатора? Особенно если губернатор придерживается одних политических взглядов, а большинство в местном совете — совсем других. Они будут тянуть регион каждый в свою сторону. А представьте, как будет развиваться ситуация, если в разных райсоветах области победили разные политические силы. Можно ли будет договориться?
"Политизация" местных советов приведет и к политическим конфликтам по линии "центр — регионы". Это просто бомба замедленного действия! У Киевсовета в прошлом году была проблема с возвращением одного миллиарда гривен в городской бюджет. Мы тогда выступили против министра финансов Виктора Пинзеника, который не хотел перечислять эти средства вопреки постановлению суда.
С такими проблемами сталкивается не только столица. А теперь представьте, что против министра выступит один из местных советов. Пропорциональная система выборов придает таким конфликтам политическую окраску, особенно если министр и большинство в местном совете будут принадлежать к антагонистическим политическим силам. А если к такому конфликту подключатся те советы, которые солидаризируются с партией министра? Это же будет "стенка на стенку", восток на запад, регион на регион. О каком уже объединении страны можно будет говорить! Такой раскол не залечишь быстро.
— То есть, на ваш взгляд, возможный сценарий после выборов — это либо хаос, либо противостояние?
— Это очень опасная ситуация, и давайте не будем ее недооценивать. Если политические распри в "верхах" распространятся на всю страну и затронут местное самоуправление, Украина рискует оказаться в ситуации, когда большинство людей будут мечтать об авторитарной "сильной руке". Уже сейчас, по опросам, такой твердой государственной руки хотели бы 68% граждан.
Это опасные тенденции, так как именно сейчас мы хотим получить как можно больше полномочий для местных общин. К сожалению, и здесь идет сложная борьба…
— Центр не хочет делиться полномочиями?
— Да. Несмотря на заявленную волю укрепить местное самоуправление, теперь все больше говорят о централизации власти, создаются централизованные фонды. Но это путь в никуда! Центр никогда не будет знать о местных проблемах лучше, чем местные органы самоуправления. И соответственно выход из сложных ситуаций лучше виден с места, а не из центра.
В свое время президент США Томас Джефферсон назвал местное самоуправление "республикой в миниатюре". Демократическое, успешное, эффективное государство Украина невозможно без появления в каждом селе, поселке, городе, столице таких полноценных самоуправляющихся республик. Это стабилизирует нашу страну, сделает ее менее зависимой от политических кризисов — особенно в ситуации, когда правительства будут меняться по нескольку раз на год, как нам сейчас пророчат политологи.
Укрепление местного самоуправления — в интересах каждого избирателя. Ведь он получит возможность более активно влиять на власть, когда основная власть переместится на уровень ниже — из центра в его родное село или город. А влиять на власть — это значит и получать лучший результат. Качество нашей жизни напрямую связано с местным самоуправлением.