Информация — категория экономическая!

В эти дни редакция получает много писем, телефонных звонков, которые касаются пенсионной реформы. Оказывается, значительная часть севастопольских ветеранов не имеет достаточной информации об изменениях, которые постоянно происходят в сфере пенсионного законодательства. Далеко не всегда они знают, какие шаги и в какой период надо предпринимать, чтобы уточнить свои права. И уж очень редки случаи, когда работники госучреждений сами проявляют инициативу и идут навстречу людям. Об этих проблемах повествует письмо нашего читателя.

Логика статьи 22 Конституции Украины заключается в том, что в демократическом, правовом и социальном государстве, которым себя провозгласила Украина, считается неприличным отбирать у граждан предоставленные им законом льготы. Добавлять — можно!

Затянувшийся на долгие годы период становления рыночной экономики характерен тем, что большинство политиков только тем и занимаются, чтобы у граждан-избирателей было побольше льгот (желательно со "штампом" какой-либо партии или блока). Из выступлений нардепов народ знает, что принято уже 25 законов, предусматривающих льготы для граждан Украины, но действуют пока только четыре из них. Потенциальные потребители льгот этих законов без своевременной и доходчивой информации с трудом отличают действующие льготы от виртуальных. И порой вместо оформления нужной льготы занимаются ненужным подтверждением действующей.

В прошлом году в статье, напечатанной в газете "Слава Севастополя+" по поводу "желательно-обязательной" никому не нужной замены удостоверений "Ветеран труда", я сделал попытку обратить внимание специалистов по социальной защите населения на факты "хождения по мукам" пожилых людей. Тогда толпы ветеранов в тесных коридорах в бесконечных очередях оспаривали друг перед другом право на обладание новым удостоверением "Ветеран труда" из лимитированного фонда, гонимые страхом якобы потерять льготу на бесплатный проезд в троллейбусе. Это стало возможным в результате отсутствия своевременной, объективной и доходчивой информации. Завершалась статья некоторыми опасениями насчет возможности повторения подобных явлений в связи с предполагаемыми льготами для детей войны.

К сожалению, можно констатировать: "как в воду глядел…" Закон Украины "О социальной защите детей войны" принят Верховной Радой, но он ветируется Президентом, льготы для детей войны предусматриваются с 1 января 2006 года. Законом о бюджете на 2006 год уже предусмотрено финансирование льгот на 800 млн грн. А это значит, что при любом политическом раскладе, льготы начнут действовать, как паче чаяния стреляет ружье во втором акте пьесы, если в первом висит на стене.

Но, несмотря на то, что на дворе уже февраль, в учреждениях, оказывающих услуги населению, на сей счет имеются разные мнения. Так, некоторые убеждают, что закон начнет действовать в 2007 году (т.е. заряженное ружье ноне "не выстрелит"). Другие уверяют, что льготы начнут действовать с 1 июля 2006 года, потому что "в бюджете пока нет денег". Ну а третьи рассказывают, что "администрация еще списки льготников не прислала". Причем вся эта информация выходит из разных окошек в одном помещении. Более солидные специалисты отвечают проще: "Нет пока еще механизма предоставления льгот".

А по мне — при существующем и действующем обилии льгот и льготников — этот "механизм" стал уже проще лопаты. И вся эта канитель затеяна ради экономии целевых государственных средств на льготниках: сначала долго готовится "механизм", затем льготникам долго придется доказывать через "хождение по мукам" принадлежность к категории детей войны (например, одной из жительниц города Севастополя 1938 г.р. уже посоветовали написать заявление в управление труда… для того, чтобы убедить тех, кто не считает ее льготником, в обратном).

И, как мы уже начинаем догадываться, после преодоления вето Президента и изобретения "механизма", детям войны могут сообщить, что льготы начинают действовать с момента их обращения. И начнется "паломничество" с соответствующей давкой уважаемых ветеранов.

Не проще ли подумать сегодня над механизмом исключения ложки дегтя в бочке "льготного" меда? Остановлюсь еще на одной стороне практики социальной защиты пожилых и к тому же заслуженных граждан.

Приятно осознавать, что заслуженная награда не только архивная ценность, но и добавка к пенсии. Но, к великому сожалению, немалое количество людей, имеющих соответствующие награды, просто не знают об этом: невозможно угадать, какой из 25 "льготных" законов станет пятым, шестым… не декларированным, а действующим, после выделения средств из госбюджета и преодоления вето Президента.

И мизерная пенсия остается без этой добавки порой достаточно длительное время из-за неосведомленности заслуженных людей, у которых не всегда имеется возможность даже выписать газету.

Предлагаю малозатратные меры по усилению социальной защиты перечисленных выше категорий.

Первая. Не дожидаясь списков администрации на детей войны, подготовить однородную и объективную информацию о порядке и времени введения льгот. Опубликовать ее в СМИ и раздать всем, кто из "окошек" вынужден отвечать на одни и те же вопросы по-разному, в зависимости от собственной эрудиции.

Вторая. Опубликовать полный перечень заслуженных наград, которые позволяют ветеранам оформить доплату к пенсии. Указать точный адрес, по которому производится оформление документов.

Наверное, нелишним будет порекомендовать ветеранским организациям, которые, как правило, ведут учет наград своих ветеранов, напомнить имеющим награды по перечню о необходимости оформить соответствующие доплаты. А при невозможности самим ветеранам это оформить по состоянию здоровья — помочь это сделать через кадровые службы своих родных предприятий.

И нелишним было бы соответствующим социальным службам подготовить необходимый объем информации и в виде бюллетеня направить пенсионерам почтой. Думаю, что такая "листовка" была бы для многих ветеранов гораздо весомее пачек предвыборных агиток, ежедневно загружаемых в почтовые ящики.

Если социальными службами будут регулярно проводиться подобные информационные мероприятия, то уровень социальной защиты севастопольцев, несомненно, возрастет. При этом для них постулат: "Кто владеет информацией, тот владеет миром" будет звучать скромнее и приятнее: "Кто владеет информацией, тот владеет льготами".

В.СНЕТКОВ, пенсионер, житель пр. Генерала Острякова.

P.S. При оформлении доплаты за заслуги я случайно узнал, что при перерасчете пенсии с 1 января 2004 года (это было массовым явлением) мне, работающему пенсионеру, учли работу по совместительству (доплату), но не учли три года стажа с момента начисления пенсии. Чтобы не заниматься поиском виноватых, прошу через газету дать юридическую консультацию по двум вопросам:

1. Должен ли инспектор управления Пенсионного фонда при расчете (перерасчете) пенсии потребовать у работающего пенсионера справку с места работы или пенсионер сам обязан это знать, даже если он специалист по другому делу? Вряд ли можно представить, что какой-либо работающий пенсионер, находясь в здравом уме, на предложение инспектора принести справку с места работы отказался бы специально это сделать, чтобы ему не увеличили пенсию (тогда для чего приходил?).

2. Если обнаружена ошибка в расчете пенсии, то кто может принять решение по перерасчету пенсии с учетом презумпции невиновности пенсионера?

Другие статьи этого номера