Новое наполнение админресурса

Властный админресурс выборов-2006 направлен на сторонников Партии регионов.
Почему-то каждый раз, когда в Украине назревают выборы, речь заходит об админресурсе. Притом абсолютно не важно, кто при власти и уровень самих выборов (общегосударственные или региональные), — он всегда на первом плане. И настоящие выборы не исключение. Как правило, масштабы использования и размах админресурса растёт от выборов к выборам. Но если тщательно проанализировать нынешнюю ситуацию, становится понятно, что имеем дело не столько с возрастанием админресурса, сколько с качественно новым его наполнением. По сути, в современном его понимании админресурс в отечественной политике появился ближе к концу 90-х годов прошлого века, когда непопулярный президент смог не только остаться на второй срок, но и выиграть выборы со значительным преимуществом. Хотя можно утверждать, что и задолго до этого данное политическое явление не оставалось за бортом государственной жизни. К примеру, на нём была построена советская "избирательная система". Многие до сих пор помнят общеобязательные по своей явке и при этом безальтернативные (с участием всего одного кандидата) выборы. И происходящее называлось просто: "демократический процесс". Сегодняшний день во многом напоминает те времена. По крайней мере, попытки обозвать админресурс "спасением демократии" и "национальной идеей" уже есть.

Своеобразным прологом предвыборной гонки стала эпопея с формированием списков "Нашей Украины". До последнего момента масс-медиа муссировали слухи о том, что президент возглавит список своей партии. Всё закончилось так, как и должно было, — первым номером стал премьер, однако ни у одного избирателя уже не могло возникнуть сомнений, какую именно силу поощряет "отец нации". Хотя Виктор Андреевич и сам не против лишний раз подчеркнуть свою "отстранённость от избирательного процесса". Заявления наподобие "нации необходима победа НСНУ" стали уже привычными.

То, что популярность Президента снизилась после данной "эпопеи", с лихвой компенсировалось возросшим приблизительно на столько же рейтингом президентской партии. За что, в общем-то, и боролись. Однако всё не так просто. Во время почти что народного обсуждения проблемы вхождения конституционного гаранта в партийный список доминировала мысль о том, что такой шаг будет приравниваться к политическому самоубийству и Ющенко на это никогда не пойдёт. Но уже сегодня, имея возможность проанализировать практически полную PR-кампанию НСНУ, возникают серьёзные сомнения насчёт того, что все представители президентской команды думали именно так. Телевизионные ролики "Думай по-украински!", "Не предай Майдан!" и пр. откровенно демонстрируют, мягко говоря, "не совсем демократический тип мировоззрения" данной политической силы. Создаётся впечатление, что "нашеукраинцы" считают себя исключительными носителями "национальной идеи" и… уже не совсем отделяют себя от государства как такового. То есть "Государство — это я", и всё, что я делаю, — его стратегические интересы, ибо они ничем не отличаются от моих собственных.

Эти опасения только подтвердились событиями, сопровождавшими "правительственный кризис", возникший после откровенного провала газовых переговоров с Россией, и как следствие — отставкой правительства. Тогда первые лица "Нашей Украины" вполне серьёзно призывали Виктора Ющенко "монополизировать власть", установив "президентское правление". Серьёзных последствий подобные сепаратистские идеи не повлекли, в том числе и для их лоббистов. Однако тенденция была намечена достаточно чётко.

Вместе с открытыми проявлениями президентских политических пристрастий в пользу того, что "админресурсу — быть", свидетельствовало ещё одно событие. А именно: односторонний разрыв меморандума взаимопонимания между властью и оппозицией. Если учесть тот факт, что главным "тезисом взаимопонимания" была договорённость о проведении честных выборов, то поступок президента можно расценивать не иначе как "зелёный свет" админресурсу.

Хотя и до того всё указывало на то, каким образом власть видит предстоящую предвыборную гонку. В первую очередь это касается кадровой политики. Наиболее яркий пример — назначение Евгения Червоненко губернатором Запорожской области. Нет нужды лишний раз говорить о том, что никакого отношения Евгений Альфредович к данному краю никогда не имел, как и останавливаться на его хозяйственных и управленческих качествах. Всё и так было видно по состоянию Минтранса, который "имел счастье" не понаслышке оценить Червоненко-руководителя. Есть смысл остановиться на другом обстоятельстве. Запорожье — исконно "бело-голубой" регион, где Виктор Янукович на прошлых президентских выборах победил с подавляющим преимуществом. То же самое можно сказать и о Слобожанщине, где "правит" лучший друг и товарищ всех детей — Арсен Аваков. Именно он умудрился не только превратить рождественские праздники в Харькове в политическую агитационную акцию "Нашей Украины", но и привлечь к этому делу маленьких харьковчан.

Учитывая своеобразную репутацию новоявленного запорожского губернатора и его славу "лучшего президентского бодигарта", не возникает сомнений — Червоненко в Запорожье нужен для того, что и Аваков в "первой столице". Учить аборигенов "думать по-украински".

Об админресурсе, в том числе о подмене партийной пропаганды государственной, плакатах и баннерах "Нашей Украины" во всех возможных местах (даже там, где рекламных площадей никогда быть не могло, например, на каждом фонарном столбе по всей столице), можно говорить долго. Любой ("неоранжевый") юрист подтвердит, что всё это — явные злоупотребления. Так сказать, очевидный админресурс. Ноу-хау этих выборов стал "скрытый" или "нормативный" админресурс.

Так, вместо 8 иностранных избирательных участков в Молдове, где, кстати, проживают почти 60 тысяч украинских избирателей, зарегистрирован всего один. Такое "упущение" Министерства иностранных дел, возглавляемого третьим номером списка НСНУ Борисом Тарасюком, трудно списать на халатность. Может, дело просто в том, что на тех же президентских выборах 2004 года из 23389 человек, пришедших на избирательные участки Молдовы, больше 92% отдали свои голоса за Виктора Януковича. То есть, не имея возможности склонить на свою сторону избирателей, власть теперь просто лишает их права голоса.

Что ж, админресурс всегда нужен и используется слабой стороной. Теми, кто явно проигрывает. Сегодня это обанкротившаяся власть. Последние социологические исследования показывают, что безусловным и единоличным лидером кампании остаётся Партия регионов — 29,9%. Против 18,5% "Нашей Украины". Таковы данные Киевского международного института социологии, который недавно огласил данные соцопроса, проведённого с 18-го по 28 января этого года. На вопрос: "Если бы сейчас проходили выборы в Верховную Раду, за какую партию или блок вы бы проголосовали?" во время личного интервью ответили 2037 респондентов, проживающих в 110 населённых пунктах страны. Статистическая погрешность выборки в этом случае не превышает 2,3%.

Так что направленность административных сил власти против регионалов вполне понятна. Впрочем, понятно и то, что после событий 2004 года украинец вряд ли будет спокойно наблюдать за махинациями власти. Так что ожидать голосования в соответствии с руководящей линией не приходится.

Но всё же нелишним для избирателя будет проявить гражданскую бдительность и удостовериться накануне выборов, что его фамилия есть-таки в списках. А то мало ли какие ещё "ноу-хау" ждут в этой кампании "маленького украинца".

Другие статьи этого номера