О приближении выборов любой приезжий сразу узнает по коросте наглядной агитации, покрывшей наш город. И сколько бы этот вопрос не поднимали наша газета, некоторые партии и блоки, первые лица города, но факт остается фактом — Севастополь в лохмотьях предвыборных плакатов уже похож не на черноморскую Венецию, а, скорее, на прокаженного.
Создается такое ощущение, что желающие стать избранниками народа не планируют после выборов жить в Севастополе. На каждом столбе висит, пардон, по нескольку физиономий кандидатов от той или иной партии. Причем, получившие возможность подзаработать на выборах жители нашего же города столь резво и тщательно подходят к исполнению своих обязанностей по расклейке тех самых плакатов, что на ликвидацию этих "наглядных пособий" уйдет не один год. Так, например, в 5 микрорайоне до сих пор стены аптеки "украшают" плакаты с призывом голосовать за кандидатов прошлых или даже позапрошлых депутатских выборов. А следы скандальных президентских выборов 2004 года? На окраинах они еще сохранились в первозданном виде, вызывая у прохожих воспоминания о стояниях на майданах и площадях и войне оранжевых с голубыми. Хорошо хоть центр города хоть чуть-чуть привели в порядок активисты всевозможных молодежных организаций.
Что это: навязчивая политическая реклама, желание подставить конкурента — либо нелюбовь к родному городу и его жителям? Верны все три варианта. С одной стороны, это продукт нереализованной буйной энергии нанятых субъектом избирательного процесса помощников. То ли блоки и партии "забывают" запретить расклеивать агитки в неустановленных местах, то ли это инициатива самих наемников, но вместо желания проголосовать за нужную персону или партию у избирателя возникает стойкое неприятие того, что служит объектом политической рекламы.
Однако есть и другой вариант. Все чаще звучат заявления о том, что некоторые партии и блоки, чтобы снять с предвыборной гонки своих конкурентов или понизить их рейтинг, специально расклеивают агитационные материалы соперников в неположенных местах. Если это так, то придумано хитро. С одной стороны, никто "за руку" не поймает и не докажет, что расклейкой занимается представитель оппонентов. С другой стороны — очень удобно все факты незаконного расклеивания "сваливать" на конкурентов: "Это не я — меня подставили!"
Эту проблему, кстати, поднимал даже председатель Севастопольской горгосадминистрации Сергей Иванов, выступая в прямом эфире СТВ (см. "Славу Севастополя+" от 25 февраля 2006 года). Но воз и ныне там. Будем считать, что партии "позаботились" о занятости общественных организаций, которым придется не раз выйти на субботники, чтобы хоть чуть-чуть привести город в порядок после 26 марта. Успеть бы только до следующих выборов, иначе Севастополь превратится в агитационную кунсткамеру.
Анна МОСКАЛЕНКО.
Председатель Севастопольской городской (территориальной) избирательной комиссии Николай Васильевич ВАСИЛЮК:
"Районные администрации выдали нашей комиссии список мест, на которых официально разрешена расклейка плакатов, содержащих политическую рекламу. В каждом районе установлено несколько специальных щитов, предназначенных для этого. Все остальные факты расклеивания политической агитации являются незаконными. Наказанием за нарушения будут являться штрафные санкции, вплоть до снятия блоков с регистрации. Заявлений о злонамеренном расклеивании в неположенных местах агитационных плакатов конкурентами того или иного бока пока не поступало".
КАКОЙ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА?
Юлия НИКОЛАЙЧУК, телеведущая:
— На мой взгляд, прежде всего, политическая наружная реклама должна быть умной. Лозунги, которыми изобилуют бигборды и политические плакаты, поражают глупостью и цинизмом. Еще хотелось бы обратиться к партиям и блокам с просьбой не утомлять наружной политической рекламой севастопольцев, многочисленные агитки не заинтересовывают, а уже отталкивают потенциальных избирателей. Каждое утро, когда я еду на работу, стараюсь смотреть на небо — так как от вездесущих политических плакатов с ликами слуг народа уже просто нехорошо становится.
Михаил ЛАРИН, архитектор:
— В Симферополе на прошлых выборах партии договорились между собой о том, что расклеивать агитационные материалы будут где угодно, но потом обязательно все счистят. После выборов каждая партия тех же людей, которых нанимала для расклейки агиток, подрядила и на очистку.
Игорь ДОЛГОПОЛОВ, пиар-специалист
— Главное правило наружной рекламы — доставлять радость зрителю. Безвкусица и "гениальность" некоторых дизайнеров чаще действуют людям на нервы, чем несут какую-то положительную информацию. Чем проще — тем понятнее. А вот расклеивание плакатов на стенах и заборах — это уже не реклама, а один из видов дешевой порнографии.
Алексей КОРЧМИТ, заместитель председателя Балаклавской районной администрации:
— Самая лучшая политическая реклама — не красиво выстроенные фразы-обещалки на ярких плакатах и бигбордах, а конкретные дела в виде скромных табличек на строительных ограждениях: "Здесь будет строится…", "Здесь восстанавливается…", или "По обращениям граждан выполняется…". Иначе всевозможным организациям придется с ведрами и шпателями после выборов выходить на улицы Севастополя, чтобы очистить фасады зданий. Подобные акции уже устраивал Союз молодых госслужащих, думаю, хватит нам работы и после 26 марта.
Альфред САИТГАЛИЕВ, ведущий конструктор:
— Я против наглядной политической рекламы. Политическая реклама должна быть только в ясно сформулированной идеологии построения общества.
Данила НЕСИН, дизайнер:
— Я считаю, что наглядная политическая реклама имеет право на существование только в форме бигбордов и агитационных палаток. А все эти стихийно расклеенные плакаты — явление, которого у нас просто не должно быть. За помещение агиток в неположенных местах должны назначить существенные денежные штрафы, за счет которых можно было бы очистить город. В то, что оклейкой в неположенных местах занимаются конкуренты, — не верю, потому как изготовить плакаты другой партии — не так-то просто и фальсификат сразу бросился бы в глаза.
Надежда УСКОВА, пенсионер:
— Мы все предельно устали от представителей всевозможных партий, обклеивающих дома нашего района всевозможным агитационным материалом. Во-первых, это очень портит их внешний вид. Мы живем в раритетном доме 1905 года постройки. Физиономии кандидатов в депутаты отнюдь не украшают фасад этого здания. Во-вторых, это элементарное неуважение к жильцам дома, вынужденным ежедневно созерцать все новые и новые образцы партийной печатной продукции, беспардонно "сливаемой" в почтовые ящики..