Экономика рыночных отношений — хорошо это или плохо? Сегодня часто встречаются такие понятия, как «развитие» и «банкротство». Одни предприятия расширяются, создают новые рабочие места, другие постоянно лихорадит от долговых обязательств и забастовок персонала, не получающего зарплату.
Как влияет система рыночных отношений на развитие предприятий, каковы причины успеха одних и развала других? О своем видении неоднозначных процессов экономического развития предприятий рассказывает успешный предприниматель, победитель отраслевого Всеукраинского конкурса «Лидер транспортной отрасли», владелец АТП «ЧП «Цыбулькин», осуществляющего пассажирские перевозки, Василий ЦЫБУЛЬКИН.
— Василий Федорович, каким должен быть современный руководитель предприятия и почему одни из них развиваются успешно, а в других растут долги?
— Думаю, правильнее будет начать со второй части вопроса. Причин возникновения долгов у предприятия может быть много, но рассмотрим одну, встречающуюся наиболее часто. Приведу пример, который наглядно показывает суть проблем многих предприятий-должников. Есть в нашем городе АТП, которое еще при Советском Союзе было одним из передовых предприятий союзного значения. Колоссальный грузооборот, дальнобойные рейсы в Среднюю Азию, Прибалтику, Сибирь и за рубеж. Сегодня оно имеет "убитый" автопарк, и еще недавно в городе жестко ставился вопрос о погашении задолженности предприятия либо о его ликвидации. За пять последних лет задолженность предприятия по зарплате составила около 300 тыс.гривен! Руководство АТП обратилось к нам за помощью, учитывая давние партнерские отношения. Оценив собственные ресурсы, мы взяли кредит и погасили долги партнера, дали ему возможность сохранить предприятие и оставшиеся рабочие места. Но каждый понимает, что это не выход.
Почему же такое мощное предприятие оказалось на грани банкротства? К сожалению, в подобном положении оказались многие предприятия, и не только Украины, после распада Советского Союза и ликвидации системы госзаказа, субсидирования и реструктуризации долгов. Мы вступили в эру рыночных отношений, где, увы, на блюдце никто ничего не подает. Нужно вживаться в новые формы отношений, нужно учиться работать по-новому, искать ту модель устройства предприятия, которая обеспечит не только сохранение существующих мощностей, но и их перспективное развитие. Мудрый руководитель, когда видит, что самостоятельно не может удержать предприятие на плаву, в условиях стремительно меняющегося рынка усиливает аппарат управления профессиональными маркетологами, топ-менеджерами, учится сам. Кем бы ты ни был, учиться всегда полезно. Я, к примеру, с удовольствием принимаю участие в различных семинарах-тренингах. Они помогают освоить новейшие схемы развития бизнеса, учат чувствовать и правильно реагировать на колебания современного рынка. Кроме того, подобные семинары — это обмен передовым опытом с другими успешными предприятиями и руководителями. И для того, чтобы всегда быть на гребне волны, нужно использовать любую возможность для расширения знаний и пополнения опыта.
Современный руководитель должен быть гибким, мобильным. Если сегодня ваш бизнес нормально, стабильно работает, то завтра на рынок может прийти мощный конкурент, который в короткие сроки поставит под сомнение все ваши достижения. Поэтому, чтобы такого не случилось, нужно постоянно развиваться самому, развивать свой персонал, развивать техническую базу предприятия на опережение. И еще один момент — всегда будьте благодарны людям, которые на вас работают. Когда бизнес идет вверх, а зарплата у людей остается на прежнем уровне — это неправильно. У человека развивается комплекс обиды и в конечном итоге он будет либо плохо работать, либо уйдет к вашему конкуренту. А хорошие, опытные работники всегда на вес золота.
— Василий Федорович, во время недавних морозов автобусы с логотипом вашего предприятия для многих севастопольцев, стоявших на остановках, были просто спасением. Как вам удалось обеспечить четкую работу ваших маршрутов в таких экстремальных условиях?
— Во-первых, я военный моряк и люблю порядок и четкость в выполнении поставленной задачи. Если я взял на себя обязательство перед городом и людьми обеспечить маршруты, то я должен их обеспечить, несмотря ни на что. Такого же отношения к работе я требую от своего персонала.
О наступлении морозов всех перевозчиков предупредили заранее, и городская администрация попросила более ответственно подойти к работе маршрутного транспорта в этот период. Несмотря на то, что весь парк автобусов ЧП "Цыбулькин" новый, мы провели дополнительную проверку и профилактику всех машин. На весь период холодов в боксах дежурила сменная ночная бригада, которая постоянно прогревала двигатели, обеспечивала работоспособность транспорта. В первое утро сильных морозов на маршруты вышло 36 автобусов из 40. Два автобуса не завелись, как выяснилось, из-за воды в дизтопливе, а два других проходили плановую профилактику. Весь последующий период критических температур предприятие работало четко по графику.
Знаете, эти морозы подтвердили еще раз, что мы работаем правильно. Я имею в виду и работу коллектива, и то, что предприятие изначально выбрало курс на обновление автопарка и создание мощной технической базы по его обслуживанию. Я благодарен всему своему коллективу, который сутками работал в экстремальных условиях для того, чтобы севастопольцы не мерзли на остановках. Скажу вам по секрету: когда смотришь на хорошо сделанную тобой работу, получаешь огромное удовлетворение и хочется сделать ее еще лучше.
Кстати, скоро на городские маршруты выйдет дополнительно 5 новых автобусов "Эталон", которые мы уже получили. Надежный и проверенный в экстремальных условиях транспорт сэкономит время каждого севастопольца.
И.ДОЛГОПОЛОВ.
На фото:
Остатки былого величия.
Надежный транспорт Севастополя.