Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 23o

Григорий ЛУЦАЙ: «Организация системного контроля и управления — это как раз то, чем должна заниматься администрация»

«Новая администрация». Так уже почти год в Севастополе называют руководящее звено исполнительной власти города. И дело тут не столько в том, что на смену привычной «старой гвардии» пришли другие люди, а в том, что...

«Новая администрация». Так уже почти год в Севастополе называют руководящее звено исполнительной власти города. И дело тут не столько в том, что на смену привычной «старой гвардии» пришли другие люди, а в том, что они привнесли в строгое административное здание по ул. Ленина, 2, современные методы работы. Одним из таких новых молодых лиц, но уже имеющих достаточный опыт работы и абсолютный багаж экономических знаний, стал заместитель председателя СГГА Григорий Луцай. Заняв пост зампреда в апреле 2005 года, он показал, что оздоровление экономики города не требует командирского голоса. Когда говорит Луцай, тихо и без нажима замолкает любая аудитория, тайно надеясь услышать шорох финансовых потоков, поворачиваемых словом в сторону городского бюджета. Это, конечно, шутка, но первый вопрос заместителю председателя о них, о финансах.

"ОБОСНОВАННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ РЭПОВ Я НЕ ВИЖУ"

— Григорий Кимович, в каком состоянии был принят в управление новой администрацией и лично вами финансово-экономический блок городского хозяйства?

— Положение было довольно сложным. Если финансовое управление контролировало события, то управление экономики за последние годы фактически превратилось в структуру, которая сводила воедино информацию, но реально не влияла на экономическое положение дел в городе. Более того, по ряду вопросов управление просто их саботировало. Мне пришлось достаточно жестко провести линию по исполнению городской администрацией решений городского совета об участии застройщиков в развитии социально-экономической и инженерно-транспортной инфраструктур Севастополя. Субъекты, строящие в городе магазины, торговые центры, жилые дома, автостоянки и так далее, по закону обязаны принимать участие в увеличении городских мощностей по очистке, подготовке и подаче воды, строительству канализации, очистных сооружений, школ, больниц, дорог. На эти цели должны отчисляться проценты от стоимости строящихся объектов. И этого в городе не происходило, несмотря на то, что решение было принято два с половиной года назад. Администрация просто не хотела его исполнять. А я поставил вопрос о том, что этим обязана заниматься городская администрация в лице управления экономики. Мы подготовили проект распоряжения о порядке заключения таких договоров и зарегистрировали его в управлении юстиции. И только за 2005 год это дало в бюджет города порядка 900 тысяч гривен реальных поступлений. В 2004 году по этой линии не поступило вообще ничего.

— Будучи депутатом горсовета, вы принимали бюджет 2005 года. Уже в команде администрации вам пришлось его исполнять. Поступаться своими убеждениями не пришлось?

— Нет. Хотя прошлый год был очень сложным в плане бюджетной работы. Начнем с того, что в начале 2005 года горсовет был вынужден принять бюджет, предусмотрев только наполовину дотации жилищно-коммунальному хозяйству (надеясь при этом, что со второго полугодия будет принято решение об изменении тарифов). Но, несмотря на достаточно напряженный бюджет, исходя из интересов севастопольцев я, как председатель бюджетной комиссии, посчитал неправильным уменьшение финансирования капитального ремонта жилого фонда. Мы оголили резервы бюджета: влезли в кассовые остатки, которые обеспечивали плавность финансирования городского хозяйства, использовали их, но все-таки запланировали 11 миллионов гривен (не меньше, чем в 2004 году) на ремонт кровель и систем центрального отопления. Все это затруднило исполнение бюджета 2005 года. Тем более что все помнят, как развивались события вокруг 27 миллионов гривен субвенции по Черноморскому флоту. Только благодаря общим усилиям эта сумма была получена в ноябре 2005 года. Поэтому нам пришлось серьезно работать, чтобы обеспечить выполнение программы капремонта. Работы были произведены фактически за счет средств подрядчиков на основе данных им, в том числе и лично мною, гарантий, рассчитаться с ними удалось только в конце года.

Что касается моих убеждений по абсурдности постоянного дотирования предприятий коммунального хозяйства, то я трижды докладывал городскому совету о программах реформирования тарифной политики. Мною предлагалось постепенное повышение тарифов по теплоснабжению и водоснабжению. Это было продиктовано безвыходностью ситуации по дотациям этим предприятиям. Обоснованности повышения тарифов на услуги рэпов я не вижу. Поскольку и тогда, и сегодня считаю, что они действительно нуждаются в серьезном изменении своей работы до того, как можно будет принимать решение об увеличении тарифов. Я не скрываю, что и в "Севгорводоканале", и в "Севтеплоэнерго" есть возможности для улучшения работы, но это должно вестись параллельно с решением вопроса тарифной политики. Ставить вопрос просто так, мол, вы сначала все улучшите, а потом мы рассмотрим тарифы — это совершенно нереально в данной ситуации.

— В последние годы только и слышно об «умирании» коммунальных предприятий и необходимости их дотирования. Неужели нельзя управлять ими по-другому?

— Организация системного процесса контроля и управления коммунальными предприятиями — это как раз то, чем и должна заниматься городская администрация. Это относится к большинству коммунальных предприятий, в том числе и к тем, которые являются естественными монополистами, — водоканал, теплоэнерго, дорожно-эксплуатационное и троллейбусное управления, комбинат благоустройства. Органом управления СГГА должна стать и для КП "Рыночное хозяйство". У нас в последние годы не было должного контроля. Директор мог заключить договор на невыгодных для руководимого им предприятия условиях, на неопределенно длительные сроки аренды коммунального имущества. А потом новое руководство предприятия вынуждено вести длительные судебные процессы, чтобы отменить такие договоры. Например, бывший директор рыночного хозяйства заключил договор с фирмой "Агракол" на неопределенный срок по размещению на подведомственной ему территории павильонов этой частной структуры. Договор был заключен до тех пор, пока земля будет арендоваться самим рынком. Такие договоры недопустимы! И защиты собственности территориальной громады от таких директоров до настоящего момента не было. СГГА как орган управления по отношению к этим предприятиям весь этот год готовила документы, регламентирующие четкую систему прав, обязанностей и ответственности директоров коммунальных предприятий. Предусмотрим обязательность составления финансовых планов и жесткую систему контроля за их неукоснительным выполнением. Мы за введение четких правил работы.

"НАДУМАННАЯ СЕКРЕТНОСТЬ НЕ ДАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЗНАТЬ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА"

— Благодаря новым информационным технологиям человеку стал доступен весь мир, за исключением… работы украинских государственных служащих. Вам удалось снять хотя бы несколько печатей с этой тайны севастопольской прописки?

— В вопросах секретности чувствуется веяние старых, отживших правил. Современная жизнь, высокие технологии диктуют свои правила. Сейчас мы ведем работу, к которой готовился город последние несколько лет. Это региональная программа информатизации. Мы хотим ввести в строй геоинформационную городскую систему, которая в графическом виде, то есть в виде карт, будет отображать послойно информацию о городе. Там будут слой общей градостроительной информации, землепользователи и целый ряд информационных слоев, соответствующих новому утвержденному генеральному плану развития города. Дороги, инженерные коммуникации, в том числе перспективные районы жилой застройки многоэтажными домами, индивидуальными коттеджами. Мы хотим, чтобы информация о генеральном плане развития города и о землепользовании перестала быть доступной только избранным. Это снимет целый ряд вопросов, связанных с тем, что у нас принято называть монополией на информацию. Помимо этого, часть информации, относящейся к генеральному плану, мы разместим на официальном сайте городского совета. Я понимаю, что все секреты шпионам давно известны, а существуют они в основном для рядовых людей. И это не дает общественности знать планы развития города, предпринимателям — развивать бизнес, инвесторам — приходить в город. Это неправильно.

Кроме того, я лично считаю важным обеспечение прозрачности в работе администрации и горсовета по принятию решений, регулирующих предпринимательство. Мы сгруппировали все такие нормативные акты по разделам и разместили их на официальном сайте администрации: www.sevastopol-adm.gov.ua. Уже сегодня любой предприниматель или его юрист может ознакомиться с этими документами.

Но главным своим достижением за этот неполный год работы в СГГА я бы назвал…

— Проведение земельных аукционов?

— …то, что удалось принять положение о порядке продажи прав аренды на земельном аукционе и провести первые два аукциона. При этом в который раз хочу отметить, что право собственности на землю да и сама земля остаются в собственности города. Мы начали продавать то право, которое и раньше было предметом купли-продажи, но на вторичном рынке, то есть теневым образом. А деньги поступали тем лицам, о которых мы можем лишь прозорливо догадываться.

Сейчас же по результатам этих аукционов деньги поступают в бюджет города. Два с половиной миллиона гривен — это деньги, которые фактически созданы из воздуха, потому что их могло бы и не быть. Эти участки вполне могли быть предоставлены так, как обычно они предоставлялись раньше. Теперь же город показал, что он может создавать равные рыночные условия всем инвесторам, которые придут в Севастополь, будут строить здесь объекты, создавать рабочие места, развивать экономику города.

— Почему раньше горсовет не принял этого решения?

— С начала работы горсовета нового созыва, то есть с 2002 года, существовали, по моему мнению, некие негласные договоренности. Горсовет в лице ряда депутатов решал свои земельные вопросы, администрация им не мешала, за это ей оказывалась поддержка в принятии других социально важных, но не земельных вопросов. Так формировалось большинство, это известное ноу-хау в общеукраинском масштабе кучмовского времени. В этих условиях столь радикально ломающие практику предложения с моей стороны о предоставлении инвестиционно привлекательной земли в аренду на аукционе почти никем не воспринимались, и только с приходом новой команды в СГГА удалось при поддержке общественности и при придании соответствующей гласности решить эту проблему.

— Когда планируете проведение следующих аукционов?

— На этот год мы запланировали получить в бюджет города уже 30 миллионов гривен от продажи прав на аренду. Я надеюсь, что уже 15 марта горсовет рассмотрит внесенный нами проект и примет решение об утверждении более 40 земельных участков, на которые будут продаваться права аренды. Их общая площадь составляет примерно 70 гектаров, участки находятся и в районе бухты Круглой, и парка Победы, и мыса Сарыч, и на Северной стороне, и в центре города. Целевое назначение у них тоже самое разное: от автосервиса до баз отдыха. Если горсовет не будет чинить препятствий и примет это решение 15 марта, то позволит нам за следующие два-три месяца подготовить всю документацию, провести оценочные работы. А в мае новый городской совет вторым решением утвердит стартовые цены участков, и уже в июне мы проведем аукцион. Это как раз будет то время, когда инвестор потянется к морю, солнцу, то есть у нас будет значительно более выгодная инвестиционная ситуация. И, я думаю, мы получим в бюджет значительно больше, чем 30 миллионов гривен. Всю информацию об аукционах мы, как и в прошлый раз, разместим на нашем интернет-сайте.

"ГОРОД МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА 10-15 И ДАЖЕ 20% ОТ СТРОЯЩЕГОСЯ ЖИЛЬЯ"

— После того как в конфронтацию вошли в декабре прошлого года госадминистрация и горсовет, принятие депутатским корпусом бюджета 2006 года без проволочек было почти неожиданностью. Как вы прокомментируете этот факт?

— Да, нам пророчили то, что горсовет не примет бюджет и программу социально-экономического развития. Будет много обсуждать и серьезно перекраивать все, что предложит городская администрация, однако этого не произошло. Мы подготовили достаточно качественный документ, потому он и был оперативно принят городским советом. Также депутатами была хорошо воспринята подготовленная нами среднесрочная программа капитальных вложений по Севастополю. Она дала возможность видеть перспективу развития города по крайней мере на три года. В ней прописано, что мы собираемся делать в газоснабжении города, в строительстве дорог, мостов, инженерных сетей, котельных, насосных станций, школ и других важных объектов на бюджетные деньги. Программа соответствует генплану, согласно которому сумма капитальных вложений на ближайшие 20 лет должна составить приблизительно 20 миллиардов гривен, то есть миллиард гривен в год. И вполне нормально, что 25% от этой суммы — это средства бюджета, а 75% — инвесторов. Ведь все понимают, что в рамках генерального плана строить те же торговые центры или жилье нужно за счет инвестиционных средств, а не бюджетных. Уже в ближайшее время планируем строительство школы-коллегиума — на бюджетные деньги, а в рамках застройки микрорайона Казачьей бухты будут возведены школа и детский сад — на деньги инвесторов, но с последующей передачей этих объектов в коммунальную собственность. И вообще у нас еще непочатый край работы в сфере справедливого формирования условий для субъектов строительства жилья в Севастополе. Как мне кажется, город вполне может претендовать на 10-15 и даже 20% от строящегося инвесторами жилья для его предоставления севастопольцам-очередникам в соответствии с законом.

— Как депутат, вы вели себя весьма самостоятельно, не боялись оставаться один против подавляющего большинства, это характер или безвыходность ситуации? По прошествии четырех лет что можно отнести к положительным результатам?

— Начну с того, что я всегда старался руководствоваться прежде всего интересами города, а компромиссы в политике, как учил классик, стараюсь отделять от обычного сговора группы людей в личных интересах. Так что это можно считать и характером, и просто желанием справедливости и порядка. Были такие поименные голосования, когда решения были приняты, но я был один против, остальные были "за" или воздерживались. В их числе и явно популистская и непродуманная раздача бюджетных денег, и предоставление частной медицинской фирме земли под строительство аптеки внутри целостного комплекса 1-й горбольницы, и некоторые другие. К положительным результатам я бы отнес участие в разработке проекта закона о статусе города-героя Севастополя, в бюджетный раздел которого мною было найдено и предложено решение, которым предусматривалось поступление в бюджет города 50% от средств, оплачиваемых Россией за базирование Черноморского флота в Украине.

Всегда считал своей задачей донести до коллег-депутатов и общественности города структуру, законодательную основу и особенности городского бюджета. Разработал принципиально новую форму программы социально-экономического развития города. Осенью 2002 года был одним из разработчиков блока нормативных документов горсовета, регулирующих отношения в сфере коммунальной собственности, а осенью 2003 года вместе с депутатом Саратовым В.В. был основным автором такого же блока документов, регулирующих земельные вопросы. Это позволило навести необходимый порядок в этих вопросах в городе. Мною были подготовлены принципиально новые, комплексные решения горсовета о бюджетной резолюции на 2004-й, 2005-й и на 2006 годы. В июне 2005-го я сложил свои полномочия председателя бюджетной комиссии, поскольку совмещение этой работы и моих обязанностей в СГГА было бы некорректным.

Записала Ирина КАРАТАЕВА.

Цитаты:

* * *

"Мы видим, что земля раздается бесплатно. Ею манипулируют. Она оформляется на подставные фирмы, а затем перепродается. Нормальный инвестор, который хочет прийти к нам в город, не хочет работать на таких условиях".

Григорий ЛУЦАЙ, прямой эфир СРГТРК, 3.02.05 г.

* * *

"Счастливые люди". Именно так я бы назвал тех депутатов, которые не голосовали за поддержку программы. Они могут себе позволить находиться в счастливом неведении, откуда же берутся деньги. Растут ли они на деревьях или, может быть, их кто-то должен выкапывать из земли, как картошку? Их не беспокоит, откуда должны взяться деньги для финансирования убытков коммунальных предприятий, вызванных тем, что тарифы остаются самыми низкими в Украине. Бюджет сегодня практически не выполняется. Депутаты знают об этом, но они не утруждают себя необходимостью думать о том, в каком состоянии находятся городские финансы".

Григорий ЛУЦАЙ, "Слава Севастополя", 14.07.05 г.

* * *

"Мы разрываемся между красивыми и умными. Или мы хотим быть красивыми, как депутаты перед избирателями, и не любим принимать непопулярные решения? Удерживая низкие тарифы, дотируем коммунальные предприятия. Таким образом мы отказываемся от жилищных субсидий, которые могли бы приходить в город из государственного бюджета для защиты малообеспеченных. Но тогда мы не должны иметь таких притязаний на финансирование капитального строительства, потому что или одно, или другое. Фактически эти 42 миллиона ушли от возможности израсходовать их на капитальное строительство. Мы их проели, а могли бы стать умными и направить их на развитие города".

Григорий ЛУЦАЙ, "Слава Севастополя+", 9.02.06 г.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ