На пароме «Металлист», который связывает Артиллерийскую бухту и Северную сторону, обратила на себя внимание табличка с золотом горящей цифрой «50». Да, сегодня судну исполнится полвека. По случаю юбилея на вечернее время намечены торжественные мероприятия с участием ветеранов команды парома, многочисленных почетных гостей, представителей СМИ. Корреспондент же «Славы Севастополя+» накануне события совершил в рубке парома путешествие по привычному его команде маршруту на Северную сторону.
Капитану "Металлиста" А.Г. Клеменюку хорошо за 60. Из них 35 лет он бессменно плавает на пароме, последние 29 лет — в своей нынешней должности. Кому, как не Анатолию Григорьевичу, рассказывать о пароме-ветеране.
— Полвека назад, 28 марта 1956 года, "Металлист" впервые вышел на водную трассу, — говорит он. — Первым его капитаном был Н.А.Горичев, ныне, к сожалению, ушедший из жизни. Плавали на нем и другие высокопрофессиональные моряки, такие как Л.Г.Лавлинский, К.К.Лосевский, боцман С.Н.Минаев. Они и другие ветераны посвятили "Металлисту" многие годы своей трудовой биографии.
— Мы подсчитали, — продолжил свой рассказ А.Г.Клеменюк, — за 50 лет верной службы Севастополю, севастопольцам и их гостям паром перевез минимум два миллиона пассажиров и 900 тысяч единиц транспорта.
"Металлисту" — полвека. Это все равно что мне, пишущему эти строки, исполнилось бы 150 лет. Ведь судам этого класса руководящими документами отпущено 20-25 лет. Дальнейший путь один — на металлолом. Не ведаю, буду ли я в свои 150 лет еще водить ручкой по бумаге, "Металлист" же до сих пор исправно служит людям.
— Когда паром отправят на разделку?
— Пока не построят новый, — откликнулся на мой вопрос Анатолий Григорьевич.
На его памяти трижды очередные главы города обещали построить, приобрести новые паромы. Однажды, вспоминает капитан, уже был составлен договор, паромщики рассматривали на картинках судно, построенное за рубежом. Но в последний момент договоренность расстроилась в связи с произошедшей сменой караула во власти.
Что остается А.Г.Клеменюку и его товарищам? Как и многие годы, холить, лелеять старенький "Металлист", оснащенный двумя 300-сильными танковыми двигателями. Они и другие сложные системы и агрегаты парома не подводят под присмотром старшего механика С.П.Давбненко и механиков Е.В.Федорова и В.В.Чавы.
По штатному расписанию команда "Металлиста" состоит из 16 человек, но управляются меньшим числом — 13-ю парами рабочих рук. В смену на "Металлисте" занято пять человек.
В городе вынашивается идея постройки пешеходного моста через бухту. Так можно прийти к мысли и о мостовой переправе для транспорта.
— Не боятся ли паромщики когда-то остаться без дела?
— Мечтать о мостах не вредно, — философски заметил на это Анатолий Григорьевич. — Почему не помечтать?
А.Г.Клеменюк и его товарищи высказывают не менее интересные предложения. Есть, например, все возможности разгрузить от перевозимого на пароме транспорта площадь Захарова на Северной стороне и берег Артиллерийской бухты. Для этого можно паромы пустить по иному маршруту: от дополнительно оборудованной пристани у Радиогорки до соседней с Артиллерийской бухты, которая ближе к морю. Подъездные пути по суше это позволяют.
Скоро, ближе к лету, на подмогу "Металлисту" выйдет "Паром-2". В настоящее время его усиленными темпами ремонтируют. Добавим: по возрасту "Паром-2" несколько старше старика-парома "Металлист". Но об их возрасте в нынешней обстановке думать некогда. Работы у паромщиков много.
А. КАЛЬКО.
На снимках: капитан "Металлиста" А.Г.Клеменюк; паром-юбиляр. (Фото автора)