Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

Народный доктор

Завтра исполняется сто лет с того дня, когда в городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск) в бедной многодетной семье родился мальчик, впоследствии — врач-хирург Леонид Вуколович Бобылев, который с 1950-го по 1979 г. работал в Севастополе....

Завтра исполняется сто лет с того дня, когда в городе Екатеринославле (ныне Днепропетровск) в бедной многодетной семье родился мальчик, впоследствии — врач-хирург Леонид Вуколович Бобылев, который с 1950-го по 1979 г. работал в Севастополе. Вы скажете: «Ну и что? Мало ли кто лечил людей в нашем славном городе. Что ж, о каждом писать?» Однако тут случай особый. И люди старшего поколения со мной согласятся. Дело в том, что в нашем герое удивительным образом сочетались высочайшее профессиональное мастерство с тем представлением о добром докторе, которое живет в нас с детства. И это, на мой взгляд, главное. Именно этого, опять же на мой взгляд, так стало не хватать нынешним представителям этой профессии. Безусловно, на все есть причины… Но речь пойдет не об этом.Родители Леонида Бобылева были людьми, как в те времена говорили, самого низкого сословия. Отец — рабочий металлургического завода, человек уже немолодой, успевший в раннем детстве побыть в крепостных у князей Голицыных. Мать — неграмотная крестьянка Орловской губернии. Когда Леониду исполнилось семь лет, умирает отец. Будучи не в состоянии прокормить детей, мать отправляет сына в деревню батрачить, где он в буквальном смысле на собственной шкуре познает все прелести тогдашней сельской жизни.

В Днепропетровск он возвращается в 1924 г., имея за плечами 4 класса деревенской школы и страстное желание учиться, главным образом для того, чтобы вырваться из нищеты, в которой прошли его детство и юность. Леонид работает на заволе, учится в ФЗУ, заканчивает рабфак. Мечтает стать горным инженером. О медицине и не помышляет. Но в 1928 г. по разнарядке поступает в Днепропетровский мединститут. На врача вообще учиться невероятно трудно, тем более человеку, не имеющему систематического среднего образования. Однако с первых же дней студент Бобылев поражает преподавателей и сокурсников невероятным упорством, с которым он осваивает доселе ему неведомые науки: химию, биологию, анатомию, латынь… И это при том, что в ночную смену он продолжает работать на заводе. Надо же было на что-то жить. Чего ему стоили эти годы, не знает никто. Тем не менее в 1933 г. он успешно оканчивает институт и начинает работать цеховым врачом на заводе. Но уже тогда им властно завладела хирургия. Вскоре он увольняется с завода. Работает главврачом районной больницы на Орловщине, ординатором института им. Склифосовского в Москве, заведует отделением в Бердянске, откуда в 1939 г. его призывают в РККА.

В финскую кампанию командир медсанроты Бобылев с первого до последнего дня на передовой. Это была страшная война. За провалы военного руководства в полной мере расплатились рядовые бойцы и командиры. Непрерывный поток раненых, обмороженных…

Затем грянула Великая Отечественная. Сталинградская битва, когда военврачу Бобылеву приходилось оперировать в полуразрушенном амбаре при свете керосиновых ламп по двенадцать часов подряд. Сортировочный госпиталь на колесах (помните фильм "Поезд милосердия"?), освобождение Украины, Белоруссии, Польши. Госпиталь в немецком городе Бреслау, откуда майор медслужбы Л.В.Бобылев демобилизовался "на гражданку", испив, как говорят, чашу войны до последней капли. Война отняла у него молодую жену и крохотную дочь, немцы убили их в Бердянске, забрала здоровье — сыпной тиф с осложнениями на сердце.

Последующие пять инфарктов — это тоже эхо войны. А скольким раненым он спас жизнь, вернул здоровье, сколько страданий перенес! Может быть, поэтому в отличие от многих ветеранов он всегда так неохотно вспоминал то время. Чего стоит только один жуткий эпизод войны, в котором ему пришлось участвовать в 1944 г. на территории Станиславльской (теперь Ивано-Франковской) области, где он в качестве мед-эксперта проводил эксгумацию останков замученных фашистами советских людей. Кого только не было в этих рвах! И военнопленные, и мирные граждане — украинцы, русские, евреи… И даже дети-инвалиды из местного интерната, которых не успели эвакуировать.

С 1946-го по 1950 г. Леонид Вуколович работает главврачом больницы в Борисове Минской области. Там он, кстати, избирается депутатом городского совета. До сих пор еще живы люди, которые с благодарностью вспоминают его. Летом 1950 г. приказом министра здравоохранения СССР доктора Бобылева переводят в Севастополь главным хирургом города, который еще только начинали поднимать из руин. Строится и 1-я горбольница. Система здравоохранения в стадии формирования. И он впрягается в работу, по совместительству возглавляя 2-е хирургическое отделение. Оперирует и в Балаклаве, и в Инкермане, и на Северной стороне. Все сложные случаи — его.

Смело можно сказать, что в течение примерно 20 лет доктор Бобылев — хирург N 1 в Севастополе. Вот что пишет о нем в своей книге "Здравоохранение Севастополя" Тамара Николаевна Веренкина: "Главным хирургом гор-

здравотдела был назначен прошедший войну, владевший широким диапазоном операций Л.В. Бобылев. Влюбленный в жизнь и в свою профессию, он увлекал молодых врачей, многие из которых стали его учениками. Они возглавили основные специализированные отделения хирургического профиля".

Он и сам постоянно учился. Стажировался в Москве у Бакулева, Бурденко, Вишневского, в Киеве — у Амосова. Его знали и высоко ценили. Известно, например, что Амосов приглашал его на работу в свою клинику. Но Леонид Вуколович был верен Севастополю, он очень любил наш город и считал большим счастьем жить в нем.

Многое из того, что делал хирург Бобылев за операционным столом, и сейчас в нашем городе никто делать не берется. А ведь прошло полвека. Например, образцами высочайшего профессионализма служат и по сей день его операции по лечению спонтанной гангрены, загрудинные новокаиновые блокады, резекции желудка по его собственному методу и многое другое. Конечно, медицина с тех пор качественно изменилась, появилась диагностическая аппаратура, о которой тогда никто и не мечтал, разработаны новые методы лечения. От хирурга теперь требуется больше технических знаний. А тогда на передний план выходили интуиция, талант диагноста. И именно этим всегда выделялся Леонид Вуколович. Он мог почти безошибочно поставить диагноз, не видя больного, лишь по словесному описанию симптомов болезни.

Всем известно имя знаменитого хирурга и религиозного деятеля Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки, причисленного православной церковью к лику святых. Так вот, оба хирурга хорошо знали друг друга и неоднократно встречались. Святой отец благословлял Леонида Вуколовича в его трудном деле, а тот, в свою очередь, до конца дней хранил память об этом великом человеке.

Число спасенных им людей не поддается точному подсчету. Фигурировала, правда, цифра в пятнадцать тысяч операций, сделанных им за всю его врачебную практику. Может быть, это и так. Но об одной операции хочется рассказать особо, так как она наиболее ярко характеризует не только профессионализм доктора Бобылева, но и его человеческие качества. Случилось это в январе 1964 г. Все знают, что наша севастопольская земля до сих пор таит в себе "подарки войны", а в те годы они встречались на каждом шагу. В тот злополучный день балаклавские мальчишки развлекались тем, что собирали в степи разные "штучки" и бросали их в костер. Как выяснилось потом, одной из таких "штучек" оказалась немецкая кумулятивная граната. Мощный взрыв потряс степь. Истекающего кровью 12-летнего Эдика Павлюченко доставили в Балаклавскую районную больницу. Рентген показал, что в голени мальчика застрял металлический предмет. К счастью, зная, что был взрыв, кто-то догадался вызвать саперов. Каково же было их изумление, когда в предмете они опознали неразорвавшийся запал от гранаты.

Операцию по его извлечению проводил Леонид Вуколович. Делал он её, можно сказать, голыми руками, т.к. прикосновение металла могло в любой момент вызвать взрыв. Такая вот экстремальная хирургия с риском для жизни. Считаю необходимым назвать имена тех, кто вместе с доктором Бобылевым находился тогда в операционной. Это зав. хирургическим отделением Балаклавской больницы С.Г. Либман, медсестры Л.Лукьяненко, З. Каленникова, Т. Коптева и военный сапер капитан Н.И. Самохин. Операция длилась всего 20 минут, но это были 20 минут между жизнью и смертью. Кстати, именно так называлась статья в "Славе Севастополя" от 19 января 1964 г., принадлежавшая перу ныне покойного талантливого севастопольского журналиста Дм. Ткаченко.

Он еще не раз возвращался к этой теме. В 1977 г., через 13 лет после той памятной операции, в редакции "Славы Севастополя" собрались почти все вольные и невольные её участники. Присутствовал и главный виновник — Эдуард Павлюченко. Следующая публикация состоялась в 1984 г. на двадцатилетие той операции, но уже без доктора Бобылева. В 1979 г. его не стало. О той операции было много сообщений в средствах массовой информации и не только в СССР, но и за рубежом. Ведь нигде, никогда, никто ничего подобного не делал. Многие тогда считали, что операция удалась только благодаря редкому самообладанию доктора Бобылева. Кстати, люди, знавшие его на фронте, всегда отмечали, что чем сложнее и опаснее была обстановка, тем хладнокровнее он становился. И всегда его уверенность передавалась окружающим. Он никогда не повышал голоса на медперсонал, умел успокоить больного.

И в дальнейшем, до последнего дня своей жизни, Леонид Вуколович оставался верен себе. Пенсионером он был чисто номинальным. Пока мог — оперировал. Когда стали отказывать руки, консультировал, вел прием в поликлинике. Работал до последнего дня.

Живы еще, наверное, спасенные им севастопольцы, значит, и память о нем жива. И так не хочется, чтобы имя народного доктора кануло в вечность, как имена многих других, внесших свою лепту в историю нашего славного города.

Доктор Бобылев любил людей, любил жизнь в любых её проявлениях, ничто человеческое не было ему чуждо. У него, безусловно, были свои слабости и недостатки. Но не это главное. Все меркнет перед тем, что составляло смысл его жизни, чему он отдавал всего себя без остатка. К сожалению, никто из его детей и внуков не посвятил себя медицине. Но все они стали достойными людьми. Жива вдова Леонида Вуколовича, прекрасный врач-педиатр Гонсиоровская Валентина Францевна, о которой тоже можно многое рассказать. Но это уже другая история…

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ