Дорога в два этажа

Для основной массы автотранспорта один путь в Севастополь — Балаклавское шоссе. Воспользоваться «зеброй»-переходом на нем в районе поворота на Балаклаву трудно всегда. Ждут «окошка» в потоке машин и пешеходы, и автомобили со стороны поселка 10-го километра. Серьезным напоминанием о произошедших здесь авариях с гибелью людей является привязанный к столбу дорожного знака венок из веток туи и цветов из звенящей на ветру фольги. Если кто-то в городе ведет статистику дорожных происшествий, то можно найти цифровое подтверждение тому, что место на 7-10-м километрах Балаклавского шоссе — самое опасное. В настоящее время здесь развернулось масштабное строительство, о чем можно судить по развороченной по сторонам земле и скопищу экскаваторов, бульдозеров, грузовиков, другой техники.Взгляд со стороны непрофессионала отметит ее хаотическое передвижение. Но рядом с нами оказался "дирижер" этого производственного "оркестра" — мастер-строитель Александр Наполов. После его объяснений все мало-мальски встало на место. В десяти метрах от нас пара рабочих хлопотали у покрытого никелем прибора. Время от времени по его штанге с высоты полутора-двух метров пускали болванку. Она ударяла по основанию. Рабочие заглядывали на соединенный проводчиком ящичек с самописцем за стеклом.

— С сегодняшнего дня, — не без гордости сказал Александр Николаевич, — одни мы в Крыму обладаем прибором немецкого производства, с помощью которого на месте оперативно и точно можно определить степень уплотнения грунта. Без него мы приглашали из Симферополя лабораторию на колесах — это долго и дорого.

Иное дело обладать таким прибором, который обошелся строителям в семь тысяч евро. Через пять минут в руках Александра Наполова оказались фрагменты ленты самописца. И тут же была дана команда водителям катков Максиму Мушинскому и Сергею Соловью уйти с дальнего участка, где уплотнение подошвы будущей дороги соответствует заданным проектом параметрам, а вот здесь, под насыпью, катки должны походить туда-сюда. Катки в распоряжении механизаторов тяжеленные. Тот, который на металлическом ходу, с вибратором. Если очередной слой насыпи не будет укатан как следует, будущая дорога осядет, даст трещины в покрытии.

Наконец мы дошли до главного. На 10-м километре Балаклавского шоссе строят дорожную развязку. Александр Николаевич попытался изобразить ее чертеж в моем блокноте из прямых линий и загогулин. Из того, что вышло у мастера-строителя, стало ясно, что в этом месте маршруты транспорта не будут пересекаться благодаря построенным в двух уровнях дорогам. Аналог похожей развязки мы уже имеем в районе села Фруктового. Кстати, в ее строительстве участвовала родная Александру Николаевичу фирма — ОАО "Трест "Юждорстрой". Мастер-строитель гордится своим предприятием.

— Ни на одной строящейся в Крыму сколько-нибудь значительной трассе не обходятся без нас, — говорит Александр Наполов.

Да что в Крыму. О "Юждорстрое" известно в Украине. Рабочими треста проложен в Николаевской области 12-километровый участок автобана Одесса — Киев. Он принят с высокой оценкой, и в числе руководителей подразделения треста в Николаевской области был и Александр Николаевич. Чуть позже с такой же гордостью о своей причастности к прокладке автобана Одесса — Киев скажет мне и инженер-геодезист Ирина Иода. Вот какие строители — строители с именем, высокой репутацией — прибыли к нам.

Кого-то взамен их и представить трудно, ведь предстоит выполнить огромный объем работ. Одного грунта придется переместить 231 тысячу кубометров. Силища! В этом месте необходима особая техника. И симферопольцы располагают ею. Вот почти рядом вгрызаются в грунт два экскаватора: наш отечественный и "итальянец". На стреле последнего выведена его марка "FIAT HITACHI" — "Хитачи" значит. За то время, пока наш едва наполнит кузова двух грузовиков, "итальянец" управится с пятью машинами. Возле нашего экскаватора рот не раскрыть — все равно ничего не слышно из-за шума мотора и скрежета. "Хитачи" же — тихоня, можно общаться с его водителем Николаем Галетой, не повышая голоса. Кстати, Николай Николаевич тоже прошел школу автобана Одесса — Киев.

На таком объекте не избежать проблем. Так, строительство будет идти без остановки транспортных потоков. Ни на минуту. Для этого еще в прошлом году проложена объездная дорога.

— Вопреки данным изысканий, — сказал Александр Наполов, — наткнулись на скальный грунт.

Но не камни способны замедлить стройку, заказчиком которой выступает город, а сбои в финансировании. Пока деньги поступают исправно, значит, и работы пойдут по графику.

Александр Николаевич принимал корреспондента "Славы Севастополя+" в субботу, 1 апреля. В этот день он на рабочем месте отмечал день рождения. И чтобы мы не подумали, что это первоапрельский розыгрыш, показал паспорт. Все точно — родился Александр Николаевич 1 апреля. В этот день и стройка вошла в летний график. Не на шутку.

Другие статьи этого номера