Одним из этапов проведения пенсионной реформы в Украине было создание персонифицированного учета сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. В нашем городе органы Пенсионного фонда начали собирать и накапливать сведения о заработной плате и стаже работающих граждан начиная с 1999 г.
О том, что такое персонифицированный учет, о порядке использования накопленных в персонифицированном учете сведений для назначении пенсии и других вопросах мы хотим поговорить с начальником отдела персонифицированного учета и информационных систем главного управления Пенсионного фонда Украины в г.Севастополе НИКИШЕНКО Л.А. Итак, вопросы.- Людмила Алексеевна, объясните, пожалуйста, что такое персонифицированный учет?
— Слово "персонифицированный" происходит от слова "персона", то есть индивидуум, каждый из нас. Ежегодно специалисты отделов персонифицированного учета Пенсионного фонда собирают и обрабатывают индивидуальные сведения о заработке, отчислениях в Пенсионный фонд, стаже для исчисления будущей пенсии каждого работающего гражданина. Эти сведения, начиная с 1999 года, накапливаются в общегосударственной базе данных Пенсионного фонда, а с 2002 г. используются для назначения пенсий.
Внедрение персонифицированного учета преследовало следующие основные цели: легализовать доходы граждан, ликвидировать уравниловку в назначении и выплате пенсий, создать стимул каждому работающему человеку заработать себе достойную пенсию. Кроме того, персонифицированный учет освобождает пенсионеров от необходимости разыскивать сведения о заработной плате по всей Украине, защищает их от недобросовестных работодателей, которые при прекращении своей деятельности уничтожают бухгалтерские документы, не сдают их в городской архив, теряют и т.д.
— Людмила Алексеевна, почему пенсионер при назначении или перерасчете пенсии должен обращаться к вам за данными персонифицированного учета? Все ли пенсионеры это обязаны делать?
— В соответствии со статьей 40 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" заработная плата за период начиная с 1 июля 2000 г. учитывается по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета. Это же подтверждено действующим порядком предоставления и оформления документов для назначения или перерасчета пенсии.
Таким образом, всем пенсионерам, оформляющим или пересчитывающим размер пенсии сегодня, необходимо обращаться за пакетом сведений из системы персонифицированного учета.
— Какие документы необходимы для получения сведений из системы персонифицированного учета и куда за ними следует обращаться?
— За сведениями пенсионер должен прийти в отдел персонифицированного учета районного управления Пенсионного фонда Украины в г.Севастополе по месту жительства.
Для их получения при личном обращении пенсионер подает заявление на имя начальника районного управления, а также паспорт и справку о присвоении идентификационного номера для удостоверения своей личности.
— А каким образом пенсионер узнает период, за который ему необходимо получить сведения?
— Прежде чем идти в отдел персонифицированного учета, пенсионеру следует обратиться к специалисту своего участка в отдел по назначению пенсий. Это необходимо сделать, во-первых, для того, чтобы убедиться в неоспоримости его права на обращение за назначением или перерасчетом пенсии. Во-вторых, определить перечень необходимых документов для оформления пенсии. В-третьих, уточнить период, за который следует запросить сведения в системе персонифицированного учета.
После получения пакета сведений из системы персонифицированного учета и оформления других необходимых документов пенсионер может обращаться в отдел по назначению пенсий по месту жительства с заявлением о назначении или перерасчете пенсии.
— Людмила Алексеевна, а может ли работодатель получить сведения из системы персонифицированного учета за своего работника?
— Сведения в системе персонифицированного учета являются конфиденциальными и не могут быть переданы другим лицам без согласия застрахованного лица, в данном случае пенсионера. Поэтому в тех случаях, когда оформлением пенсии занимается представитель работодателя, например работник кадровой службы, пенсионер должен оформить на него доверенность. Такая доверенность обязательно заверяется руководителем предприятия.
— Людмила Алексеевна, если пенсионер перед обращением за пенсией работал не на одном, а на нескольких предприятиях города, причем находящихся в разных районах, он должен обращаться за данными персонифицированного учета во все районные управления города?
— Нет. Достаточно обратиться один раз в отдел персонифицированного учета в районное управление Пенсионного фонда по месту своего жительства. Специалисты Пенсионного фонда подготовят полный пакет документов сведений, которые к этому моменту были накоплены на будущего пенсионера в системе персонифицированного учета.
Кроме этого, если гражданин в запрашиваемом периоде работал на разных предприятиях города или даже в другом регионе Украины, специалисты Пенсионного фонда сами сделают все необходимые запросы для получения сведений.
— Людмила Алексеевна, кто и в какие сроки представляет на работника сведения в систему персонифицированного учета?
— Ежегодно в срок до 1 апреля работодатели обязаны на себя и своих работников представлять отчетность в отделы персонифицированного учета районных управлений Пенсионного фонда за прошедший год.
Кроме того, на работников, которые оформляют или пересчитывают пенсию, должны представляться в систему персонифицированного учета индивидуальные сведения за период работы в текущем году до даты подачи заявления на назначение или перерасчет пенсии в органы Пенсионного фонда.
Хочется отметить, что в соответствии со статьей 17 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" представление индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета на своих работников является обязанностью страхователя (предприятия, физического лица и т.д.).
— А что же делать пенсионеру, если сведения на него в систему персонифицированного учета предприятие не представило?
— Если предприятие действующее, то следует обратиться в бухгалтерию предприятия для выяснения причины отсутствия данных, а затем решить вопрос о сроках подготовки необходимых сведений и передаче их в Пенсионный фонд.
В тех случаях, когда предприятие отказывается представлять сведения в систему персонифицированного учета на своего работника, он имеет право решить этот вопрос в судебном порядке.
Самый сложный случай, когда предприятие, своевременно не представившее сведения в систему персонифицированного учета, на момент обращения работника за назначением или перерасчетом пенсии прекратило свою деятельность. В таком случае можно попытаться обратиться в городской архив. Если же предприятие в архив документы не сдавало, то данные о заработной плате за этот период для пенсии, к сожалению, учтены не будут.
— Людмила Алексеевна, почему при получении пакета сведений из системы персонифицированного учета для назначения или перерасчета пенсии требуется подтверждение факта уплаты предприятием взносов в Пенсионный фонд?
— Потому что начиная с 1 января 2004 г. в соответствии с законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы только в том случае, если за соответствующий период предприятие не только начисляло заработную плату, но и уплачивало взносы в Пенсионный фонд.
При этом следует иметь в виду, что работодатели рассчитываются с Пенсионным фондом за прошедший месяц до 20 числа следующего месяца, поэтому данные о полноте и своевременности уплаты взносов предприятием в Пенсионный фонд за предыдущий месяц до 20 числа текущего месяца отсутствуют.
— А как же проводится назначение или перерасчет размера пенсии работнику, если предприятие не расплатилось с Пенсионным фондом?
— К сожалению, периоды, за которые предприятие не уплатило страховые взносы в Пенсионный фонд, не берутся для исчисления размера пенсии работникам предприятия-должника до тех пор, пока оно не ликвидирует свою задолженность.