«Второго Брусенцова быть не может. Он сделал себя сам», —

говорили друзья, коллеги, близкие, вспоминая заслуженного художника Украины Г.Я.Брусенцова.
Есть такое поверье: душа человека, покинувшего этот мир, еще сорок дней живет с нами. На сороковой день после смерти Геннадия Яковлевича Брусенцова в Художественном музее им. М.П.Крошицкого собрались члены семьи и самые близкие друзья мастера. Были уверены: душа художника все еще витает здесь. Не случайно выставка его полотен, экспонирующаяся ныне в музее, так и называется: «Душа с вами». На мольберте — автопортрет. Вокруг цветы… Много цветов… А на стенах зала — светлые, жизнеутверждающие картины художника. Миг и вечность. Мощь и гармония. Современность и библейская глубина. Здесь великолепные пейзажи, тематические картины и портреты поэта и артиста Владимира Высоцкого, художника Якова Басова, танцора Махмуда Эсамбаева, нашего земляка дважды Героя Советского Союза И.Д.Папанина. Нынешняя выставка — из фондов Художественного музея и Музея героической обороны и освобождения Севастополя, семейной коллекции.

Геннадий Брусенцов — единственный севастопольский живописец, чьи картины хранятся в Третьяковской галерее. А еще его работы находятся в Государственном музее народов Востока в Москве, в Театральном музее им. Бахрушина, в музеях Украины, Туркменистана, в музеях и частных коллекциях Англии, Голландии, Дании, Франции, Греции, Японии, Австрии, Италии, США, Израиля, Турции.

Директор музея Н.А.Бендюкова начала свой рассказ с того, что Геннадий Яковлевич был большим другом музея, светлым, самобытным, талантливым художником, горячим патриотом. Здесь не раз проходили его персональные выставки и выставки украинских и севастопольских художников, в которых он непременно участвовал. Он всегда был желанным гостем, истинным другом, душевным собеседником.

Живут в музее картины, которые Брусенцов оставлял в дар городу, — сегодня в фондах Художественного музея хранятся 16 живописных и 11 графических работ художника, отражающих разные периоды его жизни и творчества. Главный хранитель музея Г.В.Лесич уточнила: "У нас уже не 16, а 17 живописных полотен Г.Я.Брусенцова, так как к открытию нынешней выставки семья Геннадия Яковлевича передала еще одну картину — "Воспоминание о детстве". А свою первую работу — портрет туркменской девушки — Геннадий Яковлевич подарил еще в 1973 году. Среди хранящихся в музее работ есть знаковая, символическая "Ноябрьский Севастополь" — моряки-черноморцы строем идут по брусчатой мостовой. Есть и удивительный пейзаж "Песчаный берег". Есть и трогательно-лирический "Портрет балерины Лили Штейн". Один из последних даров Геннадия Яковлевича — картина "Гурзуф. Зимний пейзаж".

Эту тему — художник и музей — продолжила заведующая сектором изофонда Музея героической обороны и освобождения Севастополя Е.Н. Князева. В этом музее находится около 20 живописных и графических работ, в том числе такие значительные, как "Оборона Севастополя", "На мысе Херсонес", "Миндаль зацвел", портреты И.Д.Папанина, Ф.С.Октябрьского, П.П.Шмидта, многих прославленных участников обороны и освобождения города. "Мы гордимся: картины Г.Я. Брусенцова знакомят посетителей с героической историей Севастополя, — сказала Евгения Николаевна. — И вот что знаменательно: когда в 2002 году была подготовлена национальная выставка в Киеве "Легендарный Севастополь", в экспозиции были представлены два полотна Г.Я.Брусенцова".

Он оказался так нужен — этот неспешный, неформальный разговор о памяти художника, эти трепетные, сердечные воспоминания.

Г.Я. Брусенцов жил и плодотворно творил в нашем городе более 35 лет. В Севастополь он переехал из Ашхабада. Работа в Туркмении для молодого художника, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, стала яркой страницей в его биографии. Геннадий Яковлевич, будучи в те годы членом правления Союза художников СССР, много ездил по стране и многое видел. Его знали, уважали и ценили коллеги. И когда друзья агитировали его переехать в Москву, он, шутя, отвечал: "После Ашхабада — только в Париж!" А вышло — в Севастополь. И переехал он в наш город с большой радостью, потому что Севастополь предстал перед ним как богатая палитра исторических сюжетов и как город у синего моря, которое он воспринял всем сердцем и которое писал во всех непредсказуемых его проявлениях.

Сегодня севастопольские собратья по кисти вспоминают: они сразу же отметили утонченность и возвышенность духа Г.Я.Брусенцова, некий аристократизм, присущий его личности. Ныне, говоря о Геннадии Яковлевиче, они говорят об истории всего коллектива Севастопольской организации Союза художников Украины.

— Не знаю, как бы сложилась моя судьба художника и гражданина, как бы сложилась судьба всего нашего коллектива, если бы к нам не приехал Геннадий Яковлевич, — делится своими мыслями председатель Севастопольской организации НСХУ заслуженный деятель искусств Украины А.И.Сухоруких. — Еще до прибытия в Севастополь Геннадий Яковлевич блестяще выступал на всесоюзных выставках. Его имя было широко известно. Когда он приехал, обошел мастерские, познакомился с каждым художником. И пошла молва: "Был у меня, подправил, посоветовал", — с восторгом говорили молодые. Помню, мы были втроем в мастерской — Гена Арефьев, Слава Яковлев и я. Вдруг стук в дверь. Зашел Геннадий Яковлевич, рассказал, почему приехал. Мы показали свои работы. "Вы талантливые ребята, — сказал он. — Но нужно работать более целенаправленно". Его слова, его замечания всегда воспринимались с благодарностью. По его совету мы с Арефьевым впервые поехали на творческую базу в Седнев. К большому сожалению, того коллектива, в котором начинал в Севастополе и который создавал Геннадий Яковлевич, уже почти нет. Ушли в расцвете лет Геннадий Арефьев, Наталия Василенко, Михаил Афанасьев. Это был костяк. Помню одну из первых написанных здесь работ Брусенцова "Молодой Севастополь", ее сразу отметили: появился художник, он пишет о молодежи, которая строит наш прекрасный город. А как же мы, старожилы, до этого не додумались? У него был громадный талант живописца. Когда в 1974 г. в нашем музее проходила Всеукраинская выставка, наш коллектив благодаря Геннадию Яковлевичу выступил лучше других. Это отметили маститые художники. Помню, Татьяна Яблонская, увидев этот теперь уже знаменитый портрет жены художника с плодами гранатов (он экспонируется на нынешней выставке), ахнула: "Вермеер"! Тут же последовали предложения его закупить. "Этот не продается", — сказал Геннадий Яковлевич. Путь его был непрост, его много незаслуженно обижали. Но он умел прощать — и это великая черта человека. Сегодня мне не хватает его поддержки: "Держись, не сдавайся", — не раз говорил он мне. Геннадий Яковлевич для меня и всего коллектива как Божье послание.

Народный художник Украины С.А.Чиж: "Мы провели вместе много лет в одной мастерской, через тоненькую стеночку, которая не мешала делиться впечатлениями, спорить. Оба принимали участие в работе областных и республиканских правлений Союза художников, общались с коллегами из других городов. Боль утраты свежа. Коллектив наш очень обеднел от потери такого живописца. Фронт сужается, представителей старшего поколения становится все меньше. Надо держаться друг за друга. К сожалению, нет такой душевной связи с молодыми коллегами, как была прежде. А молодежь должна помнить, знать и в творчестве возвращаться к этому крепкому реализму".

Рассказывает художник В.В.Буряк: "Брусенцов был у меня референтом по дипломной работе. Он так точно подмечал и так методологически верно подсказывал, что появлялось желание работать. А ведь иные посоветуют — и хочется этюдник выбросить с пятого этажа. У него вообще было благородное и внимательное отношение к людям. Это и понятно: с юности стоял у станка в блокадном Ленинграде. Там провел свое трудное детство. В Ленинграде получил профессиональное художественное образование".

Заслуженный художник Украины Евгений Смирнов считает себя учеником Геннадия Яковлевича. Вспоминает, что мастерская Брусенцова всегда была открыта для коллег. Необыкновенно благодарен Смирнов жене художника Татьяне Алексеевне. По ее просьбе он рассказал о том, как совершили художники путешествие на яхте, пересекли Черное море, побывали в Италии, Греции. Брусенцову тогда было уже под 70, но он преодолел трудности перехода, а затем вдохновенно трудился на Сицилии, написал много портретов. В Мессине в течение месяца экспонировалась выставка его работ. Художники подружились с местными жителями.

Брусенцов вообще легко общался с коллегами из разных стран. По приглашению югославского посла Геннадий Яковлевич писал в Адриатике. С удовольствием работал в Германии. Экспозиция его полотен с успехом прошла в Норвегии.

И еще один ученик — Ярослав Мыськив: "Когда я побывал на персональной выставке, посвященной 50-летию Г.Я.Брусенцова, подумал: вот бы познакомиться с этим замечательным художником! А потом не только познакомился, но и ощутил на себе его удивительную заботу и внимание. Геннадий Яковлевич стал для меня духовным отцом, самым близким, дорогим человеком. Он умел деликатно подойти, подсказать, не обижая художника. Благодаря ему и его семье, которая меня опекала, я и стал художником".

Осемье — жене Татьяне Алексеевне, сыновьях Сергее и Леве, о поддержке и обстановке творчества, которая была создана в доме, говорили на встрече многие. И отмечали: Геннадий Яковлевич был действительно счастливым человеком, потому что был окружен любовью близких, занимался любимым делом, находился в состоянии уважения и покоя и сам щедро дарил добро. И ценности у него были вечные: искусство, семья, работа. Он был разносторонне развит, деликатен, учтив, интеллигентен в самом высоком смысле этого слова. В то же время — бескомромиссен. А роль семьи в его творчестве ощущается в работах, написанных с любовью и трепетом, — "Женский портрет с гранатами", "Семейный портрет". И еще отмечали друзья: полотна Г.Я.Брусенцова хранятся во многих домах. Это важно, картина всегда несет свет автора. Художник остается с человеком на века.

Когда уходят такие люди, остается пустота. Второго Брусенцова быть не может. Он сам себя сделал. Дай Бог, чтобы другие так же себя делали.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.

По просьбе севастопольцев выставка полотен Г.Я.Брусенцова в Художественном музее продлена до середины июня.

Другие статьи этого номера