Все более актуальным в Украине становится вопрос о правах потребителей, и не случайно. За последние несколько лет наш внутренний рынок заполонило море товаров, часто сомнительного качества. В связи с этим в значительной мере выросло и количество нарушений со стороны «услужливых» предпринимателей. «Как с этим бороться?» — спросите вы. В принципе, одним из самых верных способов уберечь себя от обмана является обычное знание своих прав и обязанностей. Осведомленность еще никогда никому не вредила.Актуальность вопроса о защите собственных прав обусловлена также тем, что совсем недавно вышла новая редакция закона Украины "О правах потребителей". В нее внесено множество пунктов и уточнений, отсутствовавших в предыдущем издании. Список изменений достаточно велик и в значительной мере способствует эффективности их соблюдения. Так, появились статьи, предусматривающие защиту прав в услугах, стремительно набирающих обороты на рынке страны.
В этом материале мы решили остановиться на двух актуальных вопросах. Точнее, на приобретении товаров в кредит, а также на товарах ненадлежащего качества.
Разъяснения относительно этих двух статей новой редакции закона Украины "О правах потребителей" нам дала председатель Севастопольского регионального отделения Всеукраинской общественной организации "Союз потребителей Украины" Тамара Павловна Кольцова:
— Итак, что касается кредитования. В этом вопросе стоит быть предельно внимательным и тщательно ознакомиться со всеми подписываемыми документами. Часто встречаются случаи, когда цена приобретаемого товара оказывается в итоге намного выше, чем изначально предполагалось. Это связано с процентами кредитующих структур. Поэтому, прежде чем заключать договор, убедитесь, что вас ознакомили с конечной суммой, которую вы затратите за время погашения кредита. Об этом и о многом другом, что касается предоставляемой услуги, кредитор обязан уведомить потребителя в письменной форме, начиная от местонахождения кредитодателя и заканчивая преимуществами и недостатками предлагаемых схем кредитования. Важно помнить, что вы всегда имеете право расторгнуть договор с кредитодателем в течение двух недель после подписания договора без объяснения причин. Главное — не потерять драгоценное время, так как потом это сделать будет достаточно проблематично. Стоит также отметить, что кредитодатель не имеет права требовать от потребителя сведений, не касающихся определения его платежеспособности и не являющихся необходимыми для предоставления кредита.
Данная услуга за последние несколько лет обрела в Украине большую популярность. Если вы все-таки решились взять продукцию в кредит, будьте готовы к увеличению ее стоимости примерно на треть за счет банковских процентов. Чем быстрее вы погасите свой долг, тем меньше сумма переплаты.
Хочется остановиться на статье восьмой новой редакции (статья 14 старого закона) "Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества". Она сильно изменена. По этому вопросу возникает больше всего проблем. Новой редакцией внесены изменения, которые защищают права как потребителя, так и продавца.
Так, если раньше при покупке бракованного товара вы могли бесплатно устранить недостаток, заменить на товар аналогичной марки, потребовать уменьшения цены или расторгнуть договор, то ныне все гораздо сложнее. Теперь изначально вы имеете право лишь на уменьшение цены, на бесплатное устранение недостатка в разумный срок или возмещение расходов на его устранение. Здесь присутствует еще один очень важный момент. Стоит сказать о существенном недостатке, который делает невозможным использование товара и который возник по вине производителя или продавца. При выявлении такового потребитель имеет право в сроки, установленные законодательством, по своему выбору требовать расторжения договора и возврата оплаты либо замены товара на такой же или аналогичный из числа имеющихся у продавца.
В этой статье права потребителя сильно урезаны. Однако стоит учесть, что ремонт должен быть произведен в течение четырнадцати календарных дней. По их истечении человек имеет право потребовать замены товара.
Пробегая глазами новую редакцию закона Украины "О защите прав потребителей", невольно замечаешь его существенный недостаток. Здесь отсутствует пункт: "Гарантированный уровень потребления". Это значит, что государство больше не контролирует цены в соответствии с так называемой потребительской корзиной. Существенным дополнением закона стали также обязанности потребителей.
В следующих номерах газеты мы будем знакомить вас с дополнениями закона. Будем надеяться, что это поможет нашим читателям защитить себя от многих неприятностей, связанных с рынком товаров и услуг. Однако для более детального ознакомления со своими правами и обязанностями необходимо самостоятельно изучить брошюру, в которой они изложены. Кроме того, вы всегда имеете возможность получить бесплатную консультацию в Союзе потребителей Украины по адресу: ул. Балаклавская, 8, каб. 17, телефон 55-08-81.