Почти одновременно три украинских фильма вышли в широкий отечественный прокат. Это совершенно беспрецедентное событие.Украинский кинопроцесс последние десять лет представлял собой довольно неутешительное зрелище. Можно применить к нему знаменитую марксову формулу — верхи не могут, а низы не хотят. Только долгое время ничего революционного в этой ситуации не происходило.
По сути, единственным заказчиком и продюсером украинского кино было Министерство культуры, бюрократическое функционирование которого в сочетании с отсутствием культурной политики совершенно несовместимо с мобильными требованиями кинопроизводства. В результате, если говорить о полнометражном игровом кино, в год выходили едва один-два фильма, преимущественно режиссеров старшего поколения, большинство из которых давно утратили связь с реальностью. Конечно, есть исключения (резонансные картины Киры Муратовой, Юрия Ильенко и Олеся Санина), однако рядовой украинский зритель об их существовании совершенно не подозревает.
И вот в украинском прокате появляются сразу три "зрительских" фильма. В начале марта в кинотеатрах прошли "Помаранчеве небо" (режиссер Александр Кириенко) и "Прорвемся" (режиссер Иван Кравчишин). "Совсем недавно", 13 апреля, стартовала "Штольня" (режиссер Любомир Кобыльчук).
Фильмы эти во многом похожи. В первую очередь желанием прорваться к зрителю. Их сопровождали масштабные, по украинским меркам, рекламные кампании. Очевидны также общая для них агрессивная мейстримность и ориентация на молодежную аудиторию. Каждая из картин позиционировала себя в координатах определенного жанра — хотя и делала это не без наивного пафоса первопроходцев. "Прорвемся" самоопределился как "первый украинский блокбастер", "Помаранчеве небо" — как мелодрама, а "Штольня" — как "первый украинский приключенческий триллер". Хотя это совсем не означает, что в результате получились качественные зрительские продукты. Скорее наоборот: картины свидетельствуют о полной неосведомленности режиссеров о том, как нужно развлекать зрителей, и лишь паразитируют на самых грубых жанровых клише.