И вновь обыкновенный фашизм?!

Официальная советская пропагандистская машина много лет заявляла о том, что в Стране Советов не может быть такого явления, как наркомания, поскольку отсутствует почва для ее возникновения. Действительно, почвы, может быть, и не было, зато какие были всходы! Умышленное замалчивание данной проблемы привело к тому, что сегодня ситуация практически вышла из-под контроля. Мы во все колокола бьем тревогу, но сделать ничего не можем. Количество наркоманов, в том числе инъекционных и к тому же употребляющих тяжелые наркотики, растет не по дням, а по часам. Особую тревогу вызывает то, что в этот порочный круг втягиваются совсем молодые люди, зачастую — подростки и даже дети.

Столь грустное и тревожное предисловие сделано мной намеренно. Потому что опасения в том, что мы замолчим и упустим еще одну проблему, с каждым днем только усиливаются. Речь пойдет о так называемых последователях нацистской идеологии — скинхедах.

Возможно, кто-то из читателей может подумать, что автор этих строк затрагивает не самую актуальную для Севастополя тему. Мол, где они, эти скинхеды. Нет их у нас, потому как быть просто не может. В городе со столь героическим прошлым, где и сегодня живут и здравствуют тысячи ветеранов Великой Отечественной, жители осажденного Севастополя, дети войны, на себе испытавшие ужасы фашизма и "прелести" превосходства настоящих арийцев, не может быть почвы для возникновения столь уродливого явления. Согласна, почвы действительно нет. Но всходы-то уже налицо.

В этой связи позволю себе напомнить о недавнем случае из жизни Севастополя. Наша газета писала о том, что в городе был подвержен беспрецедентному акту вандализма скромный памятник представителям еврейского народа, расположенный в районе Делового и культурного центра, что на площади Восставших. Группой молодых людей этот памятник был осквернен. Силовыми структурами города виновные задержаны и понесут заслуженное наказание. С подробностями наши читатели уже знакомы из публикации в прошлом номере газеты. Хотя в последнее время в Севастополе расписаны и разрисованы стены большинства домов, парадных, витрины магазинов и даже окна общественных транспортных средств и т.д., резонанс данное происшествие вызвало прежде всего потому, что памятник был цинично размалеван фашистской символикой и содержал оскорбительные выпады в адрес еврейского народа, серьезно пострадавшего от фашистов. Эта наглая, иначе не скажешь, акция никак не походит на милую детскую шалость или обыкновенное хулиганство. На сей раз черта дозволенного была переступлена многократно.

Не стоит быть наивными, полагая, что факт осквернения еврейского памятника — нелепая случайность, деяние единичное, как говорится, из ряда вон выходящее. Ничего подобного. Происшедшее — это вызов обществу, вызов всем нам. Севастопольская общественность должна знать, что в течение последних трёх лет в молодёжной среде города образовались малочисленные, хотя пока и разрозненные группы организаций экстремистского толка, исповедующие идеи неофашизма в различной форме. Среди них "Скинхеды", "Остряковский фронт", "Белые волки", "Правота", "Север", "Солнцеворот".

Что эти юнцы знают о войне, что знают о фашизме и нацизме? Уверена, что степень их информированности ограничивается весьма поверхностными познаниями о так называемом "немецком кресте", а также печально известном приветственном жесте членов германской национал-социалистической партии. А чтением "трудов" идеологов нацизма они вообще себя не утруждали.

Именно поэтому мне очень захотелось разобраться в том, что же с нами происходит? Почему столь привлекательными для молодых людей и подростков являются националистические и неофашистские идеи? Почему, не желая изучать историю собственного народа и государства, они тем не менее охотно пополняют ряды экстремистских организаций, проповедующих совершенно чуждую нам идеологию? Почему равнодушие и жестокость становятся нормами нашей жизни? Почему понятия сострадания, милосердия вызывают у молодых людей ироничную, презрительную улыбку? Почему ненависть к людям, особенно неславянской национальности, презрение ко всему окружающему, пренебрежение элементарными нормами поведения, отсутствие каких-либо моральных принципов, идеалов стали в нашей повседневности скорее правилом, нежели исключением?

В результате поиска ответов на эти вопросы стала вырисовываться любопытная, но вовсе не утешительная картина. Обратимся к событиям совсем недавней истории. Общеизвестно, что мир не терпит пустоты. Образовавшийся вакуум мгновенно заполняется чем-то новым или хорошо забытым старым. Появление в начале 90-х годов прошлого столетия в странах бывшего СССР скинхедов (неофашистов, неонацистов) — как раз из серии заполнения образовавшейся пустоты. Многие с содроганием вспоминают эти смутные времена, отличительными чертами которых стали: потеря работы и средств к существованию у населения трудоспособного возраста; угнетенное состояние из-за отсутствия перспектив; кризис системы образования и воспитания; крах системы социальной защиты, а также полный хаос в общественно-политической жизни. Кроме того, были разрушены старые идеалы, а новых положительных примеров для подражания, увы, не появилось. В постоянном поиске заработка и заботах о хлебе насущном у родителей не оставалось времени для воспитания детей, на доверительное общение с ними. Ребята были предоставлены самим себе, их времяпровождение никто не контролировал. Молодое поколение практически перестало читать книги, газеты, журналы. Телевизионный эфир заполонили "голливудские шедевры", пропагандирующие насилие и жестокость. В них человеческая жизнь ничего не стоила, а кровь лилась рекой. Информационные выпуски и программы новостей большинства телекомпаний чаще напоминали репортажи с фронтов и мест трагедий. К тому же неурядицы на работе, в семье и школе, хроническое отсутствие денег порождали и провоцировали депрессии, нервозность, жестокость и агрессивность, требовавшие выхода.

Подрастающее поколение, лишенное возможности посещения спортивных бесплатных секций, кружков, клубов по интересам, все больше времени тратило на бесполезное "шатание" по улицам, подвалам и подворотням. Совершенно нормальным, с их точки зрения, стало "раздавить пол-литра", "забить косячок", а потом выместить свою злобу без разницы на ком. Например на том, кто первым подвернется под "горячую руку" и одурманенную алкоголем и наркотиками голову. Они тупели и инстинктивно сбивались в стаи. Распиравший, рвущийся наружу юношеский максимализм требовал доказательств собственного превосходства. А тут еще начала просачиваться информация о западных скинхедах — неофашистах, радеющих за "чистоту белой расы". К тому же отечественные СМИ наперебой освещали ход чеченской войны и как будто специально "смаковали" подробности насилия, дикости, массового озверения.

На этом мозаика сложилась, круг врагов был четко обозначен: лица так называемой кавказской национальности, выходцы из Средней Азии, евреи, негры, словом, все небелые, все, хоть немного отличающиеся от них, — чужие. Объединяясь в небольшие банды, шалея от мнимой безнаказанности, они стали искать "чужих" с целью наказать за свою неудавшуюся жизнь и показать, "кто в доме хозяин". Таким образом начала формироваться идеологическая основа подобного антиобщественного поведения. Идея оказалась довольно заманчивой еще и потому, что присутствовали весьма привлекательные для молодежи внешние элементы и атрибуты: наголо бритая голова, чёрные джинсы на подтяжках, клетчатая рубаха, высокие армейские ботинки, армированные сталью или титановым сплавом, камуфляжные куртки без воротников, разнообразные нашивки на рукавах.

В этой связи нельзя не отметить один любопытный момент. Украина, как и бывшая Страна Советов, — государство многонациональное и по своей сути интернациональное. Поэтому можно смело утверждать, что, скажем так, "славянские" скинхеды порождены не национальными, а социальными причинами. Прямо и косвенно это подтверждается тем, что группы и группки фашиствующих молодчиков возникали и проявляли себя именно в крупных промышленных центрах, столицах. То есть там, где наиболее контрастны условия жизни людей и где социальное расслоение наиболее заметно и болезненно. В так называемых "депрессивных" районах, где не сосредоточены крупные промышленные и иные объекты, а уровень жизни значительно ниже, до недавнего времени скинхедов не было. Сегодня они стали появляться там в единичных экземплярах, но скорее как "дань столичной моде". "Дурной пример заразителен", — гласит народная мудрость. Точнее не скажешь.

Но ничего хорошего после полутора десятков лет морального и нравственного разложения ожидать не приходилось. Рожденное на Западе явление приобрело у нас искаженные, уродливые формы. В голове не укладывается, как можно быть последователями и носителями нацизма в стране, победившей фашизм и освободившей от "коричневой чумы" народы Европы?!

Украину и Севастополь в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга мощные акции фашиствующих молодчиков пока обошли стороной. Не было у нас, к счастью, и громких уголовных процессов, связанных с учиненными погромами, а также убийствами, совершенными на почве национальной ненависти и неприязни.

"Зачем же в таком случае будоражить общественное мнение, зачем поднимать эту тему? Ведь в Севастополе все более или менее спокойно", — вполне резонно спросит читатель. Отвечу: "Пока спокойно!" И напомню, что в нашем городе уже есть целый ряд неофашистских организаций, названия которых были указаны выше. То, что они на сегодняшний день не проявляют активности, не снимает вопроса с повестки дня.

Поэтому данный материал — это предостережение. Его цель — привлечь внимание всех взрослых севастопольцев: педагогов, воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений, родительскую общественность к существующей проблеме. Во весь голос заявить, что она есть, она серьезна и актуальна, ее решение не терпит промедления. Завтра может быть уже поздно. Нестабильность в жизни и обществе, проблемы с получением образования и дальнейшим трудоустройством, отсутствие перспектив в получении жилья, нормального, достойного содержания семьи, стремительный рост цен на основные продукты питания и услуги — все это и сегодня питает протестные и даже экстремистские настроения в молодежной среде, вынуждает искать виновников сложившихся реалий. Отсутствие жизненного опыта, неспособность к грамотному и всестороннему анализу явлений и событий подсказывают несколько извращенный путь решения возникающих жизненных коллизий. Здесь молодых людей и подстерегает опасность стать легкой добычей фашиствующих группировок, религиозных сект, всевозможных преступных сообществ и формирований. В поиске хоть каких-то, пусть даже на самом примитивном уровне, идеалов молодые люди рано или поздно попадают на крючок скинхедов. Ну а дальше кому как повезет. Кто-то из ребят, разобравшись в сути движения, без сожаления покидает его ряды. Кто-то, менее притязательный и не утруждающий себя сомнениями, остается, творя с подобными себе черные, грязные делишки.

Если мы отмахнемся от реалий, если, подобно страусам, спрячем голову в песок, то расплачиваться за свое равнодушие придется всем. Ведь гарантии, что в сети неонацистских формирований не попадет наш собственный ребенок, нет и не будет.

А вот дальнейшее распространение профашистских организаций в нашем городе целиком и полностью зависит от нашей с вами позиции. Будем ли мы сторонними наблюдателями или дружно скажем свое веское севастопольское "нет" новоявленным нацистам и неофашистам на территории нашего легендарного города.

Помните: бояться надо равнодушных, потому что "с их молчаливого согласия совершаются все преступления на земле". Неужели Севастополь и севастопольцы останутся безучастными перед лицом надвигающейся на нас всех беды? Не верю!

Другие статьи этого номера