Пленэра первый взгляд

Крымское отделение Национального союза художников Украины проводит традиционные весенние пленэры. Нынче он прошел на Южном берегу Крыма, в Симеизе. Севастополь на нем представляли художники, отличающиеся и мастерством, и высокой творческой отдачей, и завидной дисциплиной, — это Владимир Ольхов, которого не без основания называют одним из лучших гуашистов, Александр Шадрин и Игорь Шипилин. Последние два живописца тоже не нуждаются в особых рекомендациях.В Симферополе открылась выставка-отчет о состоявшемся пленэре. Владимир Ольхов, Александр Шадрин и Игорь Шипилин организовали показ своих работ в родном городе, в выставочном зале регионального отделения Национального союза художников Украины. На их приглашение сюда пришли собратья по цеху, многочисленные гости.

Чаще, и это во многом оправданно, подобные мероприятия проходят в атмосфере праздника. В адрес художников, картины которых в это мгновение — открытая, незащищенная душа, говорят добрые слова, слова поддержки. На сей раз было несколько иначе. Председатель Севастопольского городского отделения Национального союза художников Украины А.И. Сухоруких — человек прямой, где-то суровый, одним словом, иногда не сахар. За эти качества, кстати, Анатолий Иванович снискал у собратьев по искусству доверие и уважение. На этот раз председатель устроил "разбор полетов", выйдя далеко за рамки мероприятия, за рамки творчества художников, чьи работы составили выставку. Хотя непредсказуемый в этот день А.И. Сухоруких и их зацепил: "Красиво, но не стремитесь к красивенькому!" При этом Анатолий Иванович окинул взглядом стены зала. "Работайте не по заказу, — сказал далее председатель, — а с целью утверждения правды. Если бы наши великие предшественники работали по заказу, мы вряд ли имели бы мощное искусство", и так далее в таком же духе. Игорь Шипилин вступил в дискуссию, сославшись на пример великого Сурикова. Он, по его словам, не подходил к холсту, не оформив оплачиваемый заказ. Кто-то вспомнил И. Репина и его "заказное" полотнище "Заседание государственного совета". Вспомнили строки А. Пушкина: "Не продается вдохновение, но можно рукопись продать".

Одни верили, что представленные работы пленэра — готовые произведения, другие настаивали на том, что это этюды. Александр Шадрин был самокритичен, заявив, что этим полотнам отлежаться бы в тиши мастерских месячишко, затем стоит к ним вернуться, чтобы довести до совершенства.

Вот такой необычный состоялся разговор на открытии выставки: откровенный, заинтересованный, принципиальный об изобразительном искусстве, об отношении к нему.

Я попробовал с позиции сказанного посмотреть на картины участников пленэра. Глазами не профессионала, а любителя живописи. Как я ни пытался настроить себя на созвучную волну, у меня мало что вышло. Вне сомнения, "Домик в горах", "Крымский пейзаж", "Панорама Симеиза" Владимира Ольхова — готовые замечательные произведения. Удивительно, как в сжатые сроки пленэра удалось столько сделать.

Свет, цвет и весеннюю свежесть излучает "Скала Дива" Александра Шадрина. Оригинален непохожий на коллег Игорь Шипилин со своими весенними полотнами.

В течение почти месяца три художника трудились в одном месте Южнобережья, но передали его по-своему, оригинально. И выставка, и требовательный диалог, чему я стал свидетелем, показывают, что, несмотря на известные трудности, на ощущаемое недостаточное внимание со стороны городских властей к творческим организациям вообще и к региональному отделению Национального союза художников в частности, мастера изобразительного искусства живут полнокровной творческой жизнью. Показатель этого и работающая в эти дни выставка изумительных работ участников Всекрымского пленэра. Хорошо, что картины, на которых еще свежи краски, показаны любителям живописи. При этом ощутимы свежесть, восхищение от увиденного, первозданность вдохновения. Таков закон отчета об очередном пленэре. Первый взгляд — самый верный взгляд.

Другие статьи этого номера