Незапланированный отпуск или вынужденный прогул?!

Депутат Верховной Рады Украины пятого созыва, избранный по спискам Партии регионов. Личность яркая, неординарная. Севастопольцы хорошо знают его как человека принципиального, бескомпромиссного, порой довольно жестко отстаивающего свою точку зрения. Но при этом всегда находящего веские аргументы в защиту своей позиции.
О первом дне работы Верховной Рады, создании коалиции парламентского большинства и вынужденном двухнедельном отпуске вновь избранного депутатского корпуса, о реализации предвыборных обещаний «регионалов» и многом другом — в беседе нашего корреспондента с народным депутатом Вадимом Васильевичем КОЛЕСНИЧЕНКО.- Вадим Васильевич, зная о невероятно большом количестве задач, стоящих перед новым депутатским корпусом, и острой необходимости их решения, честно говоря, не надеялись увидеть вас в Севастополе так скоро.

— Я и сам не надеялся. Но сложилась совершенно парадоксальная ситуация. 25 мая состоялось первое заседание высшего законодательного собрания страны. Рабочим его, безусловно, не назовешь. Скорее это было торжественное посвящение в депутаты, окончившееся принятием народными избранниками присяги на верность народу Украины. Наша фракция в полном составе (напомню, это 186 депутатов) прибыла в столицу, чтобы начать активно работать, реализовывать свои предвыборные обещания. Но, увы. Вместо серьезной работы нам было предложено отдохнуть.

— Это как?

— Да очень просто. Уйти всем депутатским корпусом в двухнедельный отпуск. Подчеркну, в отпуск — за счет налогоплательщиков.

— Что послужило поводом для внепланового отдыха нардепов?

— Повод известный. Так называемая "оранжевая" команда (БЮТ, "Наша Украина", Социалистическая партия Украины) не смогла в течение прошедших с момента выборов двух месяцев договориться о формировании парламентского большинства, не подписала окончательный вариант соответствующего соглашения. Поскольку на первом пленарном заседании руководство Верховной Рады не избиралось, состав профильных комитетов не утверждался, не обсуждалось их количество и собственно профиль, то подавляющее число депутатов, как говорится, временно осталось не у дел. Вот и получилось, что работы невпроворот: накопились целые тома обращений граждан, разработаны проекты законодательных актов, которые необходимо, согласно регламенту, регистрировать для дальнейшего рассмотрения и принятия, но осуществить это невозможно, так как Верховной Радой не выполнен ряд формальностей. На совершенно конкретный вопрос, что же народному избраннику делать в Киеве, если у него нет ни рабочего места, ни оргтехники да и круг его обязанностей еще не определен, вразумительного ответа не последовало. Политсовет нашей партии, руководство парламентской фракции, обсудив возникшую ситуацию, приняли решение отправить вновь избранных депутатов в свои округа для встреч с избирателями.

— Вадим Васильевич, что вас так возмутило? Ведь отдыхать всегда приятнее, чем работать.

— Больше всего возмутило то, что оплата нашего отпуска (я бы назвал его вынужденным прогулом) опять ложится на плечи простых тружеников-налогоплательщиков. Смотрите сами: зарплата нардепам начисляется, здания и сооружения содержатся и оплачиваются, осуществляются выплаты техническому и обслуживающему персоналу (не занятому в этот период), гостиничные номера (не имеющим жилья в Киеве) оплачиваются. И это все за счет рядовых граждан. Скажите, почему народ должен расплачиваться за непомерные амбиции отдельных политических лидеров?

— Давайте прикинем, во сколько обойдется украинскому налогоплательщику двухнедельный отпуск «слуг народа».

— Если суммировать все затраты по тем статьям, о которых я сказал выше, то получится где-то 50-70 миллионов гривен.

— Да, впечатляет, но будем надеяться, что 7 июня ваш вынужденный прогул закончится.

— Я тоже на это надеюсь. Затягивание полноценной работы высшего законодательного органа государства чревато серьезными последствиями. Например, уже сегодня мы упускаем время для принятия бюджетной резолюции. Депутаты не имеют возможности передать в Кабинет министров свои предложения по формированию бюджета будущего года. Промедление приведет к тому, что главный финансовый документ страны опять будет сверстан "на скорую руку", без детального анализа и учета замечаний Верховной Рады. А принят в лучшем случае в последних числах декабря. И мы вновь наступим на те же грабли — начнем новый год с совершенно нереальным, несбалансированным бюджетом. Кому нужна лихорадочная, хаотичная работа? Нет сомнений, народу Украины — в последнюю очередь.

— Формирование госбюджета на 2007 год — это главное, что вас волнует?

— Конечно, нет. Либерализация налогового законодательства, вопросы экономического роста и поддержки отечественного производителя — в числе первоочередных. Здесь очень важным является момент возобновления работы территорий приоритетного развития, свободных экономических зон (так называемых точек экономического роста). Это очень актуально и для Севастополя. Кроме того, есть еще множество проблем, я бы так сказал, гуманитарного спектра, решение которых тоже не терпит отлагательства. Прежде всего это проблема статуса русского языка, повышение роли органов местного самоуправления, тарифная политика, но в тесной взаимосвязи с реформой жилищно-коммунального хозяйства. Словом, это пункты предвыборной программы Партии регионов, с которыми мы шли на выборы, которые нашли поддержку миллионов наших сограждан-избирателей и от которых мы не собираемся отказываться. Лично для меня сегодня первоочередными в Севастополе являются два вопроса: законность продажи бывшего стадиона Черноморского флота под жилую застройку и реализация проекта создания музейного историко-мемориального комплекса в районе 35-й береговой батареи.

— Проблема русского языка продолжает волновать севастопольцев. Остроты прибавил протест прокуратуры на решение сессии городского совета о придании русскому языку статуса регионального.

— Я бы уточнил, что эта проблема волнует не только севастопольцев, но и жителей других регионов. Ведь решения о придании русскому языку статуса регионального приняли и в Донецке, и в Луганске, и в Харькове, и в Днепропетровске, и в Николаеве. Что касается протестов прокуроров, то здесь ситуация неоднозначная. Местные советы пытаются обвинить в превышении своих полномочий. Но одними запретами и протестами проблемы не решить. Кроме того, с точки зрения соблюдения положений Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств (кстати, ратифицированной Верховной Радой Украины еще в 2003 году), то принятые местными законодательными собраниями решения не имеют никаких изъянов. Скажу больше, Президент Ющенко в январе 2006 года подписал Указ об имплементации международных договоров. Это значит, что Украина должна неукоснительно соблюдать все подписанные ею международные соглашения. Упомянутая выше Хартия тоже из их числа. На практике же получается, что она (Хартия) попадает в число международных документов, исполнение которых зависит от настроения или сиюминутной конъюнктуры. Мое мнение таково: создание ажиотажа вокруг языковой проблемы на фоне ускоряющегося экономического кризиса и катастрофического обнищания населения может в итоге привести к расколу государства. Спрашивается: кому это выгодно? Наша партия шла на выборы под лозунгом "Один народ — два языка". Считаю, что так должно быть, народ Украины только выиграет от этого.

-Вы затрагивали тему повышения тарифов. Общеизвестно, что любое повышение цен крайне негативно воспринимается подавляющим большинством населения. Как же быть?

— Откровенно говоря, я противник того, чтобы все проблемы государства и отдельных его отраслей решались за счет граждан. Мое глубокое убеждение — повышением тарифов (разовым ли, многократным ли) проблемы жилищно-коммунальной отрасли в целом не решить. Объясню почему. Практически все коммуникации в стране требуют полной замены или реставрации. Без осуществления этой процедуры даже двух- и трехкратное повышение тарифов положения в отрасли не изменит. А значит, и не улучшит качества услуг, предоставляемых населению. За что же тогда люди будут платить больше? Или им предлагают заплатить за ремонт коммуникаций, который должен производиться только за счет бюджетных средств и централизованно. В этой связи отмечу еще два момента. Первое. Право регулировать тарифы передано органам местного самоуправления. Они эту функцию выполняют как могут. Но, в сущности, ничего не меняется, поскольку ни один местный бюджет не выдержит такой нагрузки, как полное обновление коммунальной инфраструктуры. На местах такими средствами не располагают. А без этого ни о каком движении вперед не может быть и речи. И второе. Вопрос о повышении тарифов остро встал после изменения Россией цены на газ. Кстати, Российская Федерация не была инициатором подобных "взаимовыгодных" расчетов со своей ближайшей соседкой. Тут налицо издержки нашей внешней политики и дефицит, я бы так сказал, настоящих государственников в Украине. Нельзя быть настолько недальновидными и идти на конфликт с собственным донором. Урегулирование этих вопросов — также в компетенции Верховной Рады. Поэтому еще раз повторю, что вынужденный депутатский тайм-аут — только во вред государству и людям.

— Вадим Васильевич, у «регионалов» всегда был слоган: «Сильные регионы — сильное государство». Что вы вкладываете в это понятие?

— Прежде всего это понятие предусматривает децентрализацию власти, повышение роли органов местного самоуправления и расширение полномочий регионов, их усиление. Об этом много и долго говорят, но дело дальше слов не идет. А ведь потенциал у регионов есть, главное, чтобы не мешали работать. Здесь уместным будет обозначить еще один фундаментальный вопрос: средства должны оставаться там, где находится налогоплательщик. Сегодня все налоги и сборы аккумулируются в Киеве, куда местные руководители отправляются чуть ли не с протянутой рукой "выбивать" финансирование для различных программ развития своего региона. Это недопустимо. Согласитесь, располагая средствами, местные органы власти могут сами принимать решение, какие программы подлежат финансированию незамедлительно, а реализацию каких можно на время отложить. Так что укрепление регионов, повышение планки их самостоятельности — это как раз одна из самых актуальных задач.

— С минувшей субботы Крым вновь стал территорией конфликта с натовскими военными. Поясните: Верховная Рада Украины давала согласие на заход американского военно-транспортного судна в морской порт Феодосии?

— Нет, этот вопрос на пленарном заседании парламентарии не рассматривали. Хотя представители отдельных политических сил и пытались "под шумок" протащить его еще весной текущего года. Дело в том, что пребывание иностранных военных на территории Украины регулируется отдельным законом. На сегодняшний день такого разрешения Верховная Рада не давала. Кроме того, официальные государственные структуры никак не могут определиться, по чьему все-таки приглашению американцы прибыли "в гости" к нам. То ли по приглашению Минобороны, то ли Министерства иностранных дел, то ли с благословения премьера Еханурова. Подобная неразбериха и величайшая спешка руководства страны по втягиванию ее в НАТО спровоцировали конфликт и всплеск негатива со стороны жителей Феодосии, и не только их, по поводу прихода американского корабля. Ситуацию усугубило еще и то, что на его борту находились легкое вооружение, техника, строительные материалы, медикаменты и даже противозачаточные средства. Все это якобы необходимо для возведения учебно-тренировочной базы на Старо-Крымском полигоне в рамках проведения международных учений "Си Бриз-2006". Крымчане опасаются, что это только предлог, что за этим последует строительство полноценной базы для натовских военнослужащих. Негативное отношение Севастополя и Крыма к членству Украины в НАТО нам хорошо известно. Это тоже проблема из числа неотложных. Убежден, что этот вопрос должен решаться исключительно путем проведения Всеукраинского референдума. А вот частный вопрос законности пребывания американского корабля в Украине (Феодосии), безусловно, будет предметом рассмотрения депутатов Верховной Рады на первом же заседании. А пока мной и моим коллегой народным избранником Иваном Васильевичем Вернидубовым направлено депутатское обращение к генеральному прокурору Украины с требованием проверить правомерность нахождения кораблей НАТО в наших водах и установить виновных в нарушении границы и суверенитета нашего государства.

— Вадим Васильевич, вы сказали, что выступаете за государственный патриотизм. Как это понимать?

— Для меня это означает, что наше государство должно по возможности строить свои отношения со всеми странами, правительственными и неправительственными организациями и объединениями исключительно на выгодных для себя условиях. Только так и никак иначе. Тогда внешняя и внутренняя политика будет предсказуема и понятна, да и людям станет жить легче. Во всяком случае, не так, как сегодня: "у правительства все хорошо, только народ мешает".

— Благодарю вас за беседу. Вместе с севастопольцами надеюсь, что вы сможете переломить ситуацию и действительно изменить жизнь людей к лучшему.

Другие статьи этого номера