Вкус лета в супермаркете

Если судить о Севастополе по уровню развития торговли, то мы уже одной ногой в Европе. Каждый более-менее приближенный к жилым кварталам пустырь превращается в гипермаркет, супермаркетами стали бывшие крупные гастрономы, а квартальные магазинчики навесили на модный «маркет» скромные приставки «мини». И, ей-богу, было бы это просто замечательно, если бы вторая нога города-героя так и не увязла в тех самых «рыночных» отношениях с их обвесами, обсчетами и хамством. Потому что, как это ни прискорбно, но севастопольцы уже на собственном опыте выяснили, что светлые залы, корзинки на колесиках и красивые упаковки вовсе не защищают покупателя от мошенничества продавца. Тема «Как нас обманывают в супермаркетах» докатилась и до нас — после того как этого лиха хлебнули и научились с ним бороться жители мегаполисов.

Пока, как утверждают в Севастопольском управлении по делам защиты прав потребителей, в супермаркетах города при плановых проверках в основном выявляют нарушения в реализации фасованного товара: это недовесы и неполная маркировка. Севастопольцы жалуются в управление на качество купленного в супермаркетах товара (часто просроченного) и, конечно же, на несоответствие цены, выставленной на полке с продукцией и пробитой по кассе. С отговорками типа "не успели поменять ценник" и "цена меняется автоматически в определенные часы" знакомы и покупатели, и проверяющие. А ведь это прямое нарушение ст. 15 закона Украины "О защите прав потребителей", гласящей, что "потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора". Впрочем, устаревшие ценники на полках, которые "быстро бегут заменять", или ценники на товар меньшего объема, "нечаянно" сдвинутые в сторону более крупного, — практика общеизвестная и трудно подпадающая под статью закона. Но то, с чем столкнулся наш читатель Василий Егорович в супермаркете, показывает, что нашего брата покупателя вообще уже ни во что не ставят.

30 мая выбрал себе пенсионер 278 граммов фасованного сотрудниками магазина мармелада "Вкус лета, малина". На фирменной бирке, приклеенной к коробочке, четко указывались количество граммов сладостей, стоимость килограмма данного товара и цена приобретаемой упаковки. Однако после прохождения пенсионером кассы выяснилось, что "за время пути собака могла подрасти". В пробитом чеке стоимость мармелада оказалась выше. Сотрудники магазина объяснили покупателю, что товар был расфасован пять дней назад, цена выросла, поменять не успели. И ладно бы "нагрели-то" пенсионера всего на 20 копеек (на 278 граммах), не так уж накладно. Но, во-первых, дело принципа, во-вторых, копейка рубль бережет, а в-третьих, посоветовали: "не нравится — больше не приходи". Обидно!

Порадовать облапошенных таким и другим образом севастопольцев можем лишь одним: до нас пока еще не докатились случаи вымогательства в крупных магазинах. А ведь в столицах, как утверждают СМИ, в последнее время участились случаи, когда сотрудники магазина "забывают" пробить на кассе товар и потом начинают вымогать деньги за полюбовное улаживание ситуации. Выглядит это так: кассир "забывает" пробить на кассе какой-либо товар и подает знак охранникам. Другой вариант — товар с витрины возле кассы незаметно кладется в тележку или в карман одежды покупателя. Как только клиент собирается отойти от кассы по направлению к выходу, его останавливают, сверяют товары в тележке с чеком и находят "лишний" товар, после чего обвиняют в краже и предлагают пройти в комнату администрации. Дальше начинается развод на деньги с лейтмотивом: "Вы совершили кражу, поэтому, дабы не заводить дело уголовное, давайте расстанемся полюбовно — заплатите 3-4 цены "украденного" товара и идите себе с миром…" Тут обычно срабатывает психологическая уловка, когда человек себя чувствует в невыгодном положении и не хочет связываться с милицией, поэтому он платит указанную сумму, которая потом делится между мошенниками.

Так что, заходя в супермаркет, будьте начеку. А если все-таки попались на уловки мошенников, жалуйтесь в региональное управление по защите прав потребителей, в суд, вызывайте милицию, но не соглашайтесь на шантаж! В общем, спокойствие!

Ирина КАРАТАЕВА.

Глас народа

А ВАС ОБМАНЫВАЛИ В МАГАЗИНАХ?

Ирина Васильевна, педагог:

— Я пошла покупать фундук. В кассе назвали стоимость в два раза больше, чем на ценнике. Спрашиваю: в чем дело? А мне ответили: "На ценнике указана цена 30-граммовой пачки, а вы взяли 50-граммовую".

Татьяна Александровна, жительница пр. Генерала Острякова:

— Мясо, которое я взяла на прилавке, на вид показалось несвежим. Но под полиэтиленом не очень разберешь качество продукции, тем более что на кассе меня уверили, что все нормально. А если не так, то они будут готовы принять товар обратно. Мясо оказалось непригодным. Хорошо, у меня была возможность вернуться с чеком к той же кассе и мне через администратора вернули деньги за порченый товар.

Елена Н., жительница пр. Октябрьской революции:

— Перед Пасхой вместо одного десятка яиц пробивалось на кассе три. Мне объяснили, что ценник с одним десятком клеили, как за три. В другой раз при покупке яиц я уже интересовалась, а как пробивается один десяток на сей раз? Ведь в прошлый раз обманули.

Максим, студент:

— На тетю наложили штраф, якобы она украла пачку маргарина. А женщина, уважаемая в городе, учительница, конечно, этого не делала. Да и набрала она тогда продуктов на 30 гривен, и уж за маргарин бы заплатила. Получилось так, что сумка в корзине прикрыла пачку и кассир маргарин не пробила по кассе. Тут подошел охранник и сказал, что она украла маргарин. Тетя пыталась доказать, что это не так. Тогда у нее спросили деньги за маргарин, и она отдала десять гривен, так как у нее меньше купюры не было. Охранник пошел в кассу и пробил на все деньги маргарин. Но маргарин не дали, а сказали, что таким образом компенсируют то, что воруют.

Тамара Николаевна, секретарь:

— Очень часто несоответствие ценника на полке с ценой в чеке. Пыталась выбрать сырки по нужной цене. Но соответствующий товар сложно найти. То есть разложенный на прилавке товар не соответствует указанной цене. Стараешься купить подешевле, а выходит, что берешь продукт дороже.

Олег, предприниматель:

— Мне нравится в супермаркетах обстановка. Обслуживание там на высоком уровне. Кондиционеры всегда работают. Выбор товара огромный. Действует система льгот. В помещениях проводятся рекламные акции. На мой взгляд, это современная форма торгового обслуживания.

________________

ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА, УЛОВОК И НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ В СУПЕРМАРКЕТАХ

— Специальные цены и скидки. Ситуация — забыли убрать "льготные" ценники или акция относится только к части товаров, куда выбранный вами товар не входит.

— Типичная уловка круглосуточно работающих супермаркетов — "плавающая дневная цена", которая указана на ценнике в торговом зале. Обычно она действует до определенного часа, а потом сменяется на "вечернюю". Но покупатель об этом узнает тоже только на кассе или уже дома.

— Один товар на кассе пробивают несколько раз, пробивают завышенную цену ("лишнюю" цифру) или несуществующий товар, что объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов при автоматическом считывании штрих-кода сканером. Вероятность обсчета резко возрастает при введении штрих-кода в кассовый аппарат вручную. Мораль: заранее подсчитайте точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверьте цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках.

— Бывает, что на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка "Столичная" в подарочной упаковке стоит 25 гривен, а без нее — 20. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему ее пробивают как подарочную. На чеке в графе "наименование товара" и в том, и в другом случае указывается просто водка "Столичная".

— Расфасованные в супермаркетах товары зачастую оценивают не по массе нетто, а по массе брутто, т.е. вы платите также за вес упаковки по цене товара. При этом упаковщики еще используют и более плотную пленку, чем положено.

— В тех же расфасованных в супермаркетах товарах часто не хватает веса. Продукты ссыхаются после недельной лёжки, в результате упаковка тех же бананов с надписью "1 кг" тянет не больше чем на 900 граммов. Поэтому не стесняйтесь перевесить расфасованный товар.

— Сбыт товаров с заканчивающимся сроком годности. Бывают случаи, когда на такие товары просто наклеивают новые этикетки или заменяют упаковку (с более "свежей" датой). Как правило, залежалый товар кладут сверху и поближе к покупателю, а тот что посвежее — в глубину полки или холодильника.

— Ненадлежащие условия транспортировки и хранения товаров, отсутствие сертификата качества. Особенно это касается мяса, мясопродуктов и скоропортящихся продуктов.

— Бьющийся товар, который плохо расходится или у которого заканчивается срок годности, ставят в неустойчивом положении на самый край полки, где велика вероятность его задевания посетителями магазина. После чего просят их оплатить "испорченный" товар.

— Подмена товара. Это нарушение широко распространено в онлайновых и мелкооптовых магазинах, при оплате по безналичному расчету. Сразу после оплаты товара клиент выясняет, что товар "в данный момент отсутствует на складе", а поскольку оплата уже произведена, то производится замена товара на "наиболее подходящий". В случае если подмененный товар стоит дешевле, разницу покупателю никто не погашает.

Советы покупателям:

— заранее подсчитайте точную стоимость покупки;

— внимательно следите за действиями продавца при взвешивании и фасовке товара;

— не отвлекайтесь, когда ваши покупки пробивают на кассе;

— не отходите от кассы, пока не сверите цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Это особенно актуально, если расплачиваетесь не наличными, а с помощью банковской карты;

— обязательно сохраните чек.

По данным электронных СМИ.

Другие статьи этого номера