Ярослав ЗУМСКИЙ: «Я категорически против «набегов» на точки!»

Начальник Ленинской ГНИ на встрече с журналистами города подтвердил, что он — ярый сторонник одной из главных концепций работы сегодняшней ГНАУ: плательщик не должен ожидать «удара в спину».
Большинство нарушений налогового законодательства в сфере малого бизнеса — от незнания и недопонимания различных норм и требований самими предпринимателями. Но с этого цепочка только начинается. Крупных поставщиков товаров и услуг устраивает такая неграмотность более низкого, но многочисленного звена реализаторов: закладывая в цену сезонные риски, они порой лукавят, а оптовики под это «прогоняют» через них дополнительные объемы товаров без документов, за наличные деньги. Разъяснить субъектам предпринимательской деятельности (СПД) выгоду легальной работы, без страха быть наказанными порой гигантскими штрафами, — вот задача налоговых инспекторов Ленинского района.Каждую весну подготовка к курортному сезону начинается с большой аналитической работы, в которой участвуют практически все подразделения инспекции. Во главе с Я.И. Зумским они определяют перечень объектов курортного бизнеса, изучают налоговую нагрузку каждого такого предприятия или предпринимателя, определяют возможные объекты проверок.

Почему придается такое значение курортному сезону? Отнюдь не только из-за принятой региональной программы развития индустрии отдыха. Просто есть замечательная пословица: "Летний день весь год кормит". Анализ динамики поступлений в курортный сезон за предыдущие годы показывает, что они возрастают практически на треть. Активизируют свою деятельность предприниматели в таких отраслях хозяйства, как выносная торговля, общепит, сдача жилья отдыхающим, туризм, транспорт, услуги связи. Средний выторг с мая по сентябрь составляет около 12000 грн в месяц, тогда как в другое время года эта цифра не превышает 9000. В сводный бюджет эти субъекты хозяйствования летом дают более 40% от всех поступлений: розничная торговля — 12,1%, транспортные услуги — 7%, связь — 5,5%, гостиничный бизнес и общепит — 1,9%, туризм — 0,6%…

Однако адекватного поступления по налогам в бюджет нет. Так, темп прироста уровня перечислений средств в бюджет в 2005 г. к 2004-му в районе составляет 13,2%, в то время как объем розницы за тот же период вырос на 22%. Оборот ресторанного хозяйства в сезон увеличивается более чем на 58%. По общегородской статистике, в прошлом году летом перевезено 15,2 млн человек, что на 2,1 млн выше уровня пассажироперевозок зимнего периода, т.е. прирост достиг 16%.

Действующая с 2003 г. региональная программа развития туризма в Севастополе, направленная на создание экономических, социальных, правовых, организационных и культурных условий для формирования современной индустрии рекреации и отдыха, пока, увы, приносит 0,6% поступлений в казну. Конечно, ситуация эта во многом вызвана многочисленными изменениями в налоговое законодательство и спецификой деятельности. В сфере туризма определено два вида субъектов турдеятельности: операторы и агенты. И если первые несут значительные затраты по созданию турпродукта, то вторые фактически являются посредниками по его реализации. И все же, по статистике, среднегодовой рост рынка туруслуг в 2005 г. превысил 20%.

Получается, что не все еще, пользуясь несовершенством законодательства, делятся с государством и городом доходами от эксплуатации благословенного места действия. Поэтому основная цель налоговиков — проследить, чтобы предприниматели, получая доходы в сфере туризма, гостиничного бизнеса, гастрольной деятельности, общепита, оплачивали налоговые обязательства в положенной законом мере. Чтобы иметь возможность более широкого контроля, налоговики провели совместный "круглый стол" с представителями СЭС, Ленинского РО УМВД, ГП "Севастопольстандартметрология", управления по защите прав потребителей, отдела пожарной безопасности, Ленинской РГА, госуправления по вопросам туризма, госинспекций по энергосбережению, контролю за ценами, труду, райпрокуратуры. Решили проводить совместные рейды и обмениваться информацией о субъектах, нарушающих законодательство, чтобы выявить тех, которые пытаются заниматься курортным бизнесом нелегально. Изменить обстановку можно только сообща.

Контрольный акцент летом в первую очередь делается на контроль поступлений от предприятий, которые кормят (хлебокомбинат, молокозавод и др.), торгуют и АЗС. С последующими проверками по отклонениям от реальности. Но инспекция крупных предприятий, обороты которых давно прослеживаются в ГНИ, сильно отличается от проверок мелких торговцев и владельцев кафе, баров в зонах отдыха. Да, летом малый бизнес активизируется, все точки посещаются, они — на виду. Но проверки, доначисления и т.п. — не панацея, а одно из средств борьбы с неуплатой налогов. В налоговой понимают: при видимой самодостаточности их хозяев деятельность эта весьма напряженная и рискованная. Поэтому цель проверки баров и лотков специалистами Ленинской РГИ — не поиск "криминала", а анализ работы, направленной на повышение налоговой культуры всех плательщиков. Вот это и есть внешний — главный — аспект всех рейдов.

Как показывает практика, большинство предпринимателей уходят от проблем с отчетностью в основном от незнания и опасения, что ошибутся. Поэтому закладывают в стоимость товаров и услуг повышенные риски. Да, как говорят французы, "кто ничем не рискует, ничего не получит, но кто всем рискует, теряет все". Но показывать 100 грн в день выторга, извините, господа, смешно, ибо цифра просто нереальна. И такие беседы налоговые инспекторы ведут постоянно. Объясняют, что, покупая мелкий опт, не "светясь", предприниматели подставляют себя, а не оптовиков. А когда нарушил, одно уже тянет за собой другое: недопоказал выручку — скрыл расходы — недоплатил зарплату — уменьшил базу для социальных льгот в городе и для себя лично — по величине будущей пенсии, ибо недоплатил Пенсионному фонду.

Но больше всего государство теряет от уменьшения поступлений от крупных предприятий. И если каждый торговец осознает роль закона, это в итоге отразится на всей картине поступлений в казну. Ибо потянет за собой всю цепь, вплоть до макродистрибьюторов и производителей, которые уже не смогут продавать много товара "обезличенным" покупателям, т.к. потеряют стройность своих программ реализации, нарушится и двойной учет.

Кстати, нигде по району зарплат ниже положенного минимума уже почти нет, но есть еще прецеденты работы на четверть и полставки. Есть и проблемы с единым налогом. Он, скажем так, для несведущих, но иметь, к примеру, по три "крутых" бара в центре на одного СПД — это, согласитесь, слишком! Но даже в таких случаях "силовую" методику налоговики стараются не применять. В Ленинской РГИ прекрасно понимают: воспитательные моменты проверок — это имидж налоговой системы Украины. В районе идет целенаправленная и кропотливая кампания по установлению реальных доходов предпринимателей. Но сдвиг к серьезному увеличению базы налогообложения, убежден Я.И. Зумский, должен идти снизу, добровольно. И роль налоговиков в этом можно назвать просветительно-контролирующей. Именно вразумление предпринимателей с небольшим делом в сумме с жестким контролем крупных предприятий может дать тот результат, который приведет к стройной системе налогообложения в районе и регионе в целом. А при принятии, наконец, Налогового кодекса будет легче жить и по всей стране.

Другие статьи этого номера