Время новой стратегии

При возникновении любой новой организации, объединения, ассоциации граждан в любом из государств постсоветского пространства на первом, достаточно сложном этапе формирования и становления приходится преодолевать дополнительное «сопротивление скепсиса», вызванное недоверием социума. Такое объединение должно доказать целесообразность и необходимость своей деятельности. И, нужно сказать, это хорошо, поскольку безусловно подтверждает демократизацию общественного сознания, волю выбора, эволюцию свободомыслия и его реализации. В марте этого года первую годовщину своего существования отметила Украинская Ассоциация прокуроров, в которую входит и наше, Севастопольское отделение, возглавляемое мной. О целесообразности создания Украинской ассоциации прокуроров, решаемых ею проблемах, мне и хотелось бы рассказать сегодня.Полагаю, что ассоциация — это в первую очередь надежда на то, что мы стоим на нормальном, цивилизованном пути развития общества. Устаревшие бюрократические подходы окончательно ушли, наступило время другого видения и новых идей. Наступило время обмена опытом для выработки стратегии, по которой предстоит работать нескольким будущим поколениям прокуроров. Неудивительно поэтому, что одним из первых вопросов, включенных в круг проблем, решаемых Украинской ассоциацией прокуроров, стало обсуждение проектов реформирования органов прокуратуры и Кодекса профессиональной этики прокурора. Такое обсуждение требует независимого, беспристрастного рассмотрения вне суровой иерархии служебной структуры прокуратуры. И роль ассоциации здесь первостепенна.

Ассоциации всего один год. В том виде, в каком она сейчас создана, чего-то подобного у нас не было. Вообще опыт и традиции работы профессиональных общественных организаций у нас еще не наработаны. Поэтому инициатива должна в первую очередь идти из первичных образований. Повышение роли Украинской ассоциации, ее значимости, как любой другой организации, прямо зависит от сознания ее членов, их общественной активности. Сам я, как большинство прокурорских работников, сразу и безоговорочно принял идею ее создания. Создание ассоциации стало просто необходимым, накопилось много наболевших проблем. Многим, кроме прочего, импонировала мысль о том, что Ассоциация прокуроров Украины войдет (и уже вошла) в Международную ассоциацию прокуроров. Чувство патриотизма и желание видеть Украину во всех отношениях европейским государством — прекрасное качество для гражданина нашей страны. Но в этом случае вопросы, что же такое ассоциация, чем она должна заниматься, отходят на второй план. Первым весомым достижением Международной ассоциации прокуроров было провозглашение стандартов профессиональной ответственности и изложение основных обязанностей и прав прокуроров, что, по высказыванию генерального секретаря Международной ассоциации прокуроров Хенка Маркуарта Шольца, "…является минимальными стандартами, которые все прокуроры должны выучить. С математической точки зрения, они — наименьший общий знаменатель". У кого-то при словах "общественная организация" всплывают материальные аспекты: льготы, выгоды, которые неизвестно куда исчезают. К сожалению, бытует в обществе такой мещанско-меркантильный вопрос: "Что я получу за то, что стану членом этой организации?" У меня сразу же возникают контрвопросы: "Что ты вложил в эту организацию? Какой хочешь ее видеть? Чего от нее ожидаешь?"

Как метко сказал на Международной конференции 11 мая 2005 года президент Украинской ассоциации прокуроров Александр Шинальский: "Работники прокуратуры, которые вступили в ряды ассоциации, совсем не собирались противопоставлять себя прокуратуре и ее руководству. Тем более они понимали, что здесь не будут раздавать бесплатные путевки или продуктовые наборы. Свобода высказывания своего мнения, процессуальная независимость, суровое соблюдение закона — лозунги, которыми пронизаны уставные документы ассоциации".

Мне ассоциация видится как орган, который бы объединял прокуроров, как действующих, так и неработающих, как ветеранов, так и молодежь, орган, который в профессиональном понимании отстаивал бы права прокуроров. Ведь прокуроры — тоже люди. А на деле часто оказывается, что прокуроры — люди бесправные. Ведь спорные вопросы всегда возникают: пенсии, зарплата, правовая защита. Такие проблемы есть в любой профессии, и особенно сейчас. Любое профессиональное содружество обречено, кроме прочего, отстаивать интересы своих членов. Нужно решать проблемы, которые накопились, нужно над ними работать. Это одно из направлений деятельности ассоциации, хотя и не основное. Такие вопросы должны исходить из регионов. Плюс ко всему каждый регион имеет свою специфику. И от этого никуда не денешься. В частности, специфика Севастополя в том, что это единственный регион в Украине, где находятся два флота. У нас накоплен богатый опыт предоставления помощи, взаимопомощи по уголовным делам в рамках Минской конвенции 1993 года. Ассоциация накапливает и анализирует опыт, который существует у нас в регионах и за рубежом. Поэтому выход в свет в декабре прошлого года первого номера журнала "Советник юстиции" стал закономерной необходимостью и был встречен прокурорскими работниками с большим интересом. В частности, в "Советнике юстиции" речь идет о том, что нужно сделать лучше, что принять, что разработать, с какой инициативой выйти к руководству Генеральной прокуратуры для улучшения деятельности. На Западе подобные ассоциации существуют десятилетиями, у них наработана практика, и ее необходимо изучать, обобщать и принимать. Но не без оглядки, как у нас это бытовало раньше. Нужно учитывать разницу в постановке проблем, в самой их сущности. Слишком большой между нами разрыв, в первую очередь на экономическом и бытовом уровнях.

Украину посещает значительное количество иностранных делегаций генеральных прокуратур других стран. Два года назад в Крым приезжала китайская делегация, в прошлом году — генеральный прокурор и специалисты по прокуратуре Таиланда. Это был обмен опытом на уровне профессиональной деятельности, обмен мнениями по поводу развития прокуратуры как органа власти. В принципе, наша система правоохранительных органов готова принять зарубежный опыт. Главная проблема в том, что у нас не проведена до конца реформа в органах прокуратуры и проходит она весьма медленными темпами. Поэтому нам никак нельзя бездумно копировать у себя даже "очень положительный" опыт — скажем, то, что характерно, например, для той же Венгрии, с ее специфическими особенностями, с ее ментальностью. Нужно учитывать все факторы, примерять к нашей действительности, к нашим реалиям, к историческим традициям, к тому опыту, который имеет Украина. Ведь она идет своим путем. Правильным или ошибочным, запутанным или прямым, сложным или простым — это уже другой вопрос. Но идет своим путем.

Другие статьи этого номера