Тарифная — трудная политика

Планом основных мероприятий городского совета отдельным пунктом предусмотрено проведение общественных слушаний разработанной городской государственной администрацией программы реализации тарифной политики. Позавчера состоялся второй раунд обсуждения документа. Вопрос серьезный, так как его решение коснется каждой севастопольской семьи. Поэтому на приглашение собраться в зале откликнулись не только депутаты, ответственные работники городской государственной администрации, но и представители местных отделений политических партий, профсоюзов, ветеранских и других общественных организаций, ряда заинтересованных контролирующих органов.От совместных действий городской государственной администрации, депутатского корпуса, сказал, выступая с докладом на общественных слушаниях, первый заместитель главы исполнительной власти И.В. Локтионов, зависит подготовка коммунальных предприятий к работе в осеннее-зимний период. Эти предприятия, напомнил докладчик, принадлежат территориальной громаде, как принадлежат ей и бюджетные деньги.

Игорь Валентинович сообщил факт, который принимать не хочется. Но правда состоит в том, что стоимость энергоносителей снижаться не будет. Напротив, прослеживается тенденция ее роста. Но и в этих условиях надлежит добиться такого положения, при котором коммунальные предприятия имели бы возможность полностью и вовремя покупать энергоносители, выплачивать своим рабочим и служащим зарплату, осуществлять текущую производственную деятельность.

Печально, но увеличивающиеся дотации из местного бюджета не покрывают самых необходимых расходов коммунальных предприятий. Они убыточные. Крайне неприятно, но назрела острая необходимость поднимать тарифы на услуги коммунальных предприятий.

И.В.Локтионов обосновал нужду в принятии столь непопулярного решения. Официальной статистикой отмечен рост доходов граждан, и довольно значительный. Так, размер средней заработной платы в Севастополе зафиксирован на отметке 977 гривен. Но, признал докладчик, наблюдаются резкие контрасты в доходах различных слоев населения. Один счет своим деньгам ведет на тысячи гривен, другой довольствуется зарплатой или пенсией в 300 с небольшим гривен. Законодательство существенно отстает от происходящих процессов расслоения общества. С трибуны общественных слушаний было обращено внимание на то, что в уплате подоходного налога состоятельные граждане и малоимущие уравнены — со всех высчитывают 13 процентов. Было обращено внимание еще на одно немаловажное обстоятельство. По некоторым областям Украины выплата субсидий людям со скромными доходами превысила 20 миллионов гривен из государственного бюджета. По Севастополю — всего несколько десятков тысяч. "Почему?" — задался вопросом И.В.Локтионов. Он сам ответил на поставленный вопрос. "Мы имеем самые низкие в Украине тарифы по воде и водоотведению, по стоимости эксплуатации квадратного метра жилья, по стоимости тепла", — сказал он. Последовал вывод: тарифы должны меняться в зависимости прежде всего от изменений цен на энергоносители, уровня минимальной зарплаты и некоторых других факторов.

Главной задачей в реализации тарифной политики видится защита интересов малоимущих. Городской государственной администрацией предлагается социальный тариф, то есть средства из местного бюджета, как и прежде, будут направляться коммунальным предприятиям, но использоваться будут на защиту интересов только малоимущих — это инвалиды общего заболевания первой и второй групп, инвалиды некоторых других категорий, многодетные семьи, дети, лишенные родительского попечения, дети войны… Список граждан, на которых будет распространен социальный тариф, открыт для дополнений со стороны депутатов. Они его и утвердят. Предварительные прикидки показывают, что число граждан, которым будет доведен социальный тариф, может достигнуть 44 тысяч, а то и 50 тысяч. Более-менее состоятельные севастопольцы будут платить за услуги коммунальных предприятий в полном объеме.

Реализация тарифной политики пойдет параллельно с обновлением основных фондов коммунальных предприятий, внедрением новейших, более экономных технологий предоставления услуг. На коммунальных предприятиях будет также проведен независимый аудит. Они начнут работать в строгих рамках месячных финансовых планов, где будет расписано расходование средств собственных доходов, выделенных из бюджета.

С.А.Живодуев возглавляет такое крупное предприятие, как "Севастопольгаз", а как депутат — постоянную комиссию городского совета по вопросам функционирования городского хозяйства, транспорта и связи. Он и члены возглавляемой им комиссии рассуждают следующим образом: если тарифы на услуги повысить, то последует ли за этим повышение их качества? Вопрос можно поставить еще так: будет ли услуга? В этом случае, дополнил Сергея Александровича заместитель председателя городского комитета профсоюза А.И.Ершов, необходимо заключать договоры каждому гражданину с предприятиями, которые оказывают те или иные услуги. Руководитель городской организации ветеранов Украины В.П.Приходько напомнил о принятом ровно два года назад под номером 1875-IV законе "О жилищно-коммунальных услугах". В нем есть 30-я статья, а в ней седьмой пункт, где говорится о том, что рост доходов населения должен опережать увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Если власти будут следовать этому закону, подчеркнул Б.П.Приходько, ветераны с пониманием встретят решение властей о повышении тарифов.

С трибуны общественных слушаний была выражена озабоченность по поводу того, что далеко не все потребители обзавелись приборами учета. Это главным образом социально незащищенные граждане, которых принуждают оплачивать, например, потери воды на изношенных сетях. Депутат А.П.Бородатов считает, что коммунальные предприятия должны возглавлять специалисты. Нет смысла повышать тарифы до проведения назревшей реформы в жилищно-коммунальной сфере, считает председатель Нахимовского райсовета Г.М.Плотников. В.И.Арабаджи уверен в том, что тарифная политика должна проводиться с непременным условием привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Инвестиций не будет, если предприятия коммунальной сферы убыточны.

Руководители коммунальных предприятий В.С.Кучеренко (водоканал), М.Б.Андреев ("Севткплоэнерго") В.В.Ромах (ТЭЦ) говорили, что на карту поставлено существование возглавляемых ими коллективов.

Председатель городского совета В.В.Саратов предложил постоянным комиссиям городского совета, депутатам подать оформленные письменно предложения по предложенному проекту программы тарифной политики. И.В.Локтионов в заключительном слове, в частности, сказал о поданной в отдельных районах горячей воде, мерах по наведению санитарного порядка в городе. Накапливаются и долги — 8,8 миллиона гривен за газ, 2,3 миллиона — за электроэнергию. Дальнейший ход развития событий зависит от решения городского совета. Принятие его ожидается в 20-х числах текущего месяца.

Другие статьи этого номера