Валерий САРАТОВ: «Все хотят, чтобы магазин был рядом, но никто не хочет, чтобы в его доме»

Первая встреча журналистов «Славы Севастополя+» с председателем Севастопольского городского совета V созыва Валерием Саратовым состоялась накануне Дня города и после завершения уже второй сессии, проведенной новым депутатским корпусом. Причем обе сессии оказались серьезно насыщенными и политическими, и коммунальными, и земельными вопросами. Так что разговор с недавно вступившим в должность главой горсовета получился не парадно-выходным: вместо планов говорили об уже конкретных решениях и взглядах руководителя на обозначенные проблемы. Но начали интервью мы, как и положено, с того, как Валерий Саратов ощущает себя в новой высокой должности

— С одной стороны, хорошо. Объясню, что это такое: я в Севастополе проработал на многих должностях, был депутатом городского совета двух созывов, так что я много знаю о городе и его проблемах. С другой стороны, сейчас мне сложно, потому что, во-первых, при переходе от одного состава совета к другому три месяца фактически не ведется работа и накапливается много вопросов. А во-вторых, и это самое главное, мое вступление в должность совпало с общей политической нестабильностью в государстве, что крайне печально, и с резким повышением цен на энергоносители. И это решение правительства негативно сказывается на состоянии наших региональных тарифов.

— Валерий Владимирович, если уж вы затронули вопрос тарифов, то давайте на нем и остановимся. Как самая крупная фракция горсовета «Регион Севастополь» относится к теме повышения тарифов и в этой связи будет ли в городе возобновлена подача горячей воды?

— Начну с самого простого. Новый руководитель городской госадминистрации Сергей Куницын предпринимает сейчас все усилия, чтобы подать горячую воду, и она будет подана, но под обещания погашения нами всех долгов. А по тарифам… Вот мое видение поведения городского совета в вопросах тарифной политики: совет — это такой орган, который должен прислушиваться к обеим сторонам. Грубо говоря, исполнительную сторону представляет городская администрация, в функциях которой умение хорошо считать, грамотно контролировать и давать предложения. Другая сторона: наши депутаты недавно избраны жителями города для того, чтобы мы во всех наших решениях учитывали мнение избирателей. И именно по такому вопросу, как тарифы, нам важно построить работу таким образом, чтобы были слышны обе стороны, чтобы было найдено оптимальное решение. Понятно, с тарифами нужно что-то делать — растут цены на энергоносители, но мы прекрасно понимаем, что чистая арифметика тут не проходит. Заработная плата растет неадекватно удорожанию жизни, и подавляющее число наших людей живет небогато. Поэтому в этом направлении мы вот что делаем: провели первые депутатские слушания, на которых выступили представители коммунальных служб, изложили свое видение проблемы — это было необходимо для того, чтобы вновь избранные депутаты получили полную информацию о происходящем в коммунальном хозяйстве города. Теперь планируем следующие слушания, на которых будут присутствовать профсоюзы, ветеранские организации, уличные комитеты, политические партии и блоки. Они изложат свою точку зрения, зададут вопросы, а руководство администрации на них ответит. Это будет второй этап подготовки этого вопроса. Я хочу, чтобы вы понимали. Да, в горсовете есть сформированное большинство, однако мы не пришли пока к единому мнению.

— Зато общее мнение о том, каким будет регламент работы городского совета уже оформлено документально — решением сессии. Будет ли отличаться работа нового депутатского корпуса от предыдущего?

— Да, мы приняли регламент, и в нем есть три существенных отличия. Первое. Мы фактически вышли на режим поименного голосования по каждому вопросу. Нет, мы не поднимаем руки — по-прежнему нажимаем кнопки. Но результаты голосования по всем решениям любая фракция может получить в распечатанном виде, несмотря на то, что технически изменить систему было сложно. Севастопольцы могут проконтролировать голосование любого депутата через средства массовой информации. Предыдущий депутатский корпус по всем вопросам голосовал тайно.

Второе. Серьезный недостаток в работе прошлого городского совета заключался в том, что, если решение по вопросу не принято, он "всплывает" на следующей сессии вновь. Теперь мы договорились, что по всем вопросам будет разрабатываться альтернативный проект решения. Теоретически, конечно, могут не пройти оба. Но по сути своей, если мы не принимаем решения, то сразу даем отказ с мотивировкой. Если кому-то не нравится наш отказ, пусть обращается в суд. Суд разберется.

Третье. Мы изменили процедуру голосования по земельным вопросам, то есть если раньше любой депутат мог, условно говоря, затормозить рассмотрение земельных вопросов, то мы сейчас договорились, что для этого нужны голоса не менее 25 депутатов. Только в этом случае спорный вопрос будет вынесен на отдельное обсуждение и голосование. И по этому алгоритму мы уже работаем. Могу сказать, что только на этой сессии мы приняли решения по 377 земельным вопросам за полдня работы! Я объясню почему: не потому, что мы в них не вникали, а потому, что все они были детально разобраны депутатами в рабочем порядке. На заседаниях комиссий, выезжали на места, смотрели, по некоторым вопросам выезжали всем составом земельной комиссии.

— На прошедшей сессии было принято решение «Об организации работ по разграничению земель государственной и коммунальной собственности в границах города Севастополя», которое можно назвать скандальным. В своем решении горсовет утверждает, что после утверждения генерального плана прошлым созывом в него были внесены несогласованные изменения и дополнения. Что это значит?

— Да, мы обнаружили этот момент и приняли по нему отдельное решение. Оно связано с тем, что представители предыдущей исполнительной власти самостоятельно изменили утвержденные понятия: введена городская черта, город Севастополь переименован в город-регион, что предполагает разделение города на территорию населенного пункта площадью 11,7 тысячи га и территорию за пределами города площадью 74,4 тыс.га. Такое разграничение полномочий земель коммунальной и государственной форм собственности могло положить начало разрушению города Севастополя. Будем обращаться в прокуратуру и всеми силами отстаивать территориальную целостность города Севастополя. (Подробнее об этом читайте в следующих номерах газеты. — И.К.). Вообще один из серьезных наших шагов тот, в результате которого мы добились снятия грифа секретности с большинства схем генплана, хотя некоторые из них до сих пор остаются для служебного пользования. Но уже все депутаты, не вынося генплан из стен горсовета, могут с ним ознакомиться. Он фактически стал открытым. Сделаем и следующий шаг, чтобы генпланом смог пользоваться каждый житель Севастополя. Я вообще считаю, что все вопросы, обсуждаемые горсоветом, должны быть доступны каждому. Тайны в работе совета быть не должно.

— Означает ли открытость генплана то, что теперь любой севастополец сможет ознакомиться с зонами, отведенными под индивидуальную застройку и претендовать на получение участка?

— Наверное, это так, но тут есть нюанс, о котором я хочу сказать отдельно. Горожане должны понимать, что строительство жилья — это дорогое удовольствие. Построить дом с учетом коммуникаций, дорог и так далее уже практически невозможно и за 100 тысяч долларов. Проблема состоит в том, что такое строительство — удовольствие для богатых. И когда сегодня говорят: давайте малоимущим, многодетным, инвалидам давать землю под строительство индивидуальных домов — это чистейшей воды популизм. Решать проблему нужно не так: передавая землю под индивидуальное строительство, Севастополь должен получать прибыль для строительства социального жилья нуждающимся. Вот так надо ставить вопрос.

А по жилищным кооперативам — есть сегодня такая форма застройщиков — нет возражений. Но сначала я бы хотел поменять механизм выделения им земли. Вам нравится то, как сегодня ведется строительство на пятом и седьмом км Балаклавского шоссе? Нет? И мне не нравится. Потому что, если вы создаете товарищество застройщиков, то, будьте любезны, вначале покажите, что у вас есть деньги на проведение в это товарищество света, газа, воды, канализации, дороги. Посчитает администрация, что проведение коммуникаций стоит 15 тысяч долларов, — положите их на счет товарищества, покажете, что у вас остались деньги на дорогу и участки разбиты, — после этого и начнется строительство. А у нас получается как? Находятся инициативные люди, создают практически на бумаге кооперативы застройщиков, а потом начинается перепродажа этих участков. И в итоге город имеет страшный вид: кто-то построил фундамент, кто-то коробку. Нет ни одного красивого места! А ведь мы уже живем в другом обществе, где честно заработать деньги не грех, можно построить себе дом, но такой, чтобы его главным украшением был не четырехметровый забор, а кованая решетка. Такая, на которую приятно посмотреть всем горожанам и пожелать хозяину хорошо жить в этом доме. Хватит отгораживаться! Этот вопрос мы доработаем. Никому строить жилье мешать не будем, но будем искать правильное сочетание.

— Валерий Владимирович, поговорим о политике?

— Поговорим.

— Севастополь стал регионом, в котором вопрос взаимоотношений с НАТО был разрешен наиболее тактично, без всяких там объявлений «зон без НАТО». Не связано ли это с тем, что вы понимаете — проблема НАТО надумана политиками?

— Если посмотреть на наше решение внимательно, то вы поймете: оно достаточно жесткое по своей сути. Там прописано: в пределах нашей компетенции мы делаем все для того, чтобы сегодня не обострять социально-политическую обстановку вокруг этого вопроса в Севастополе. Мы обратились к Президенту страны, в Верховную Раду, в Кабинет министров с требованием, чтобы у нас не проводились учения, к нам не заходили корабли НАТО. Так настроены наши избиратели, ведь на выборах в Севастополе большинство набрали партии и блоки, которые обнародовали такую позицию. Хотя проблема НАТО гораздо сложнее, чем мы просто сейчас говорим. Волна политических протестов вызвана нарушением законодательства украинским правительством. Оно опробовало, будут ли молчать люди, если учения будут проводиться без согласия Верховной рады, как того требует закон? Нельзя было начинать проведение учений без разрешения Верховной Рады Украины, стали проводить… А позиция Партии регионов по этому вопросу очень простая: выходим на референдум. Мы будем убеждать, чтобы Украина не входила в блок, потому что ему самому

сначала нужно определиться вообще, что он хочет делать. Я имею в виду ярко выраженную антироссийскую направленность НАТО. Для нас это недопустимо.

— Но ведь пока крымчане стояли в пикетах против солдат НАТО, российские военные корабли проводили с натовскими совместную учебную операцию.

— Поймите, мы выступаем не против НАТО как такового, а против незаконных действий собственного правительства. Незаконные действия всегда имеют непредсказуемые последствия. Для нас неприемлемо вступление в НАТО, хотя с ним надо считаться, какие-то иметь контакты, вести переговоры. Этот протест инициирован грубым нарушением законов Украины, а я стою на позициях законности. Судите сами, принимается решение местного совета об объявлении какого-либо региона территорией без НАТО. Но ведь Севастополь состоит еще и из акваторий, распоряжение которыми, по законам Украины, относится к ведомству государства. Есть у нас и государственные земли. И нет у городского совета права диктовать на них свои условия. Так что мы приняли решение в рамках своей компетенции. И я хотел бы сказать, что горсовет всегда будет строить свою работу так, чтобы его решения были выполнимы. У меня вызывает глубокое недоумение, когда принимаются какие-то политические лозунги, девизы, по сути, невыполнимые.

— Вопрос хоть и с политической подоплекой, но тесно связанный с благополучием жителей микрорайона Камышовой бухты. В начале 2005 года остро стоял вопрос о строительстве коксового терминала в этой бухте. Вопрос был снят с повестки дня, но «прошла информация», что строительство терминала было связано с именем Виктора Януковича, и во время президентских выборов 2004-2005 гг.местная власть не смогла отказать «донецким». Теперь в Севастополе Партия регионов — фактически правящая партия. Не вернется ли горсовет к этому вопросу?

— Я помню все эти разговоры, но, кстати, сам Янукович мне вопросов по терминалам не задавал. Да, какая-то донецкая фирма что-то предлагала. Сегодня этот вопрос отпал, но вопрос перевалки грузов вообще остается. Нам это выгодно. Хотя это сложный вопрос для всех. Это принцип магазина: все хотят, чтобы он был рядом, но никто не хочет, чтобы в его доме. С терминалами примерно так же. Конечно, интересно, чтобы Севастополь стал узлом перевалки, перегрузки и так далее. Но мы должны при этом понять, что это связано с неудобствами. Например, по железной дороге будут часто ездить товарные составы. Можем не развивать этого направления, но тогда должны найти другое, чтобы город смог зарабатывать деньги.

В любом случае, принимая решения, власть должна рассматривать два вопроса: экология и рабочие места. По Камышовой бухте меня волнует экология. Разработчики проекта вначале должны показать, что перевалка груза не нанесет вреда ни жителям микрорайона, ни флоре и фауне Камышовой бухты, а уже потом мы будем вести разговор. Ведь это деньги в бюджет и рабочие места. В ту же "Авлиту" не устроиться на работу: средняя зарплата там 1800 грн, хороший социальный пакет.

И все-таки, что главное в жизни? Чтобы мы были здоровыми и чтобы были здоровы наши дети — все остальное неважно. Мы это понимаем и учтем в работе. Деньги в бюджете никогда не перевесят чашу весов, на которой лежит здоровье горожан.

Записала Ирина КАРАТАЕВА.

____________________

Саратов Валерий Владимирович родился 31 июля 1953 года в Московской области.

Образование высшее. В 1975 году окончил Севастопольский приборостроительный институт по специальности "Автоматика и телемеханика", в 1992-м — Российскую академию управления.

Около 15 лет работал на заводе "Парус" регулировщиком, мастером, начальником цеха.

Избирался вторым секретарем Нахимовского райкома КПУ, заместителем председателя Севастопольского горисполкома.

С 1992-го по 1999 год возглавлял корпорацию "Морион".

С ноября 1999-го по июнь 2002 года работал председателем Балаклавской районной государственной администрации.

В июне 2002 года был назначен председателем государственной налоговой администрации в г. Севастополе. Работал в этой должности до мая 2005 г.

Заслуженный экономист Украины (2003 г.).

Член Партии регионов, лидер Севастопольской городской организации Партии регионов.

Депутатом Севастопольского городского совета избран в третий раз.

____________________

Другие статьи этого номера