Геннадий ХАРЛАНОВ: «Фотографиям не нужны названия, они уже названы тем, что существуют…»

В Севастопольском Художественном музее им. М.П. Крошицкого открылась персональная выставка фотографий Геннадия Харланова «Объективные мгновения». Фотохудожник умеет найти сюжет там, где его вроде бы и нет. В фотоработах, освобожденных и очищенных от человеческой суеты, нет необычных ракурсов, все снято с места человеком, который просто любуется увиденным. У автора особый дар замечать моменты, когда объект его внимания совершает переход из одного состояния в другое, — это те мгновения, когда, как говорят, душа замирает. Что бы ни изображал фотохудожник — вечерние пейзажи горного Крыма, утренний заснеженный Севастополь, туманные поляны, — автор находит в объекте съемки нечто особое. Своими фотографиями Геннадий Харланов говорит нам: «Радуйтесь и грустите, переживайте и удивляйтесь! Живите!» Каждая фотография Геннадия Харланова не просто отражение какого-то фрагмента многообразного мира, но сопричастность автора к этому миру, часть которого он увидел и который его очаровал. Автор приглашает увидеть в своих фотографиях то главное, что открыто лишь «зоркому сердцу».- Геннадий Александрович, чему посвящена ваша выставка?

— На ней представлены новые снимки, сделанные в этом и прошлом году. Это возможность собрать друзей в одно время в одном месте. Это мгновения, когда получаешь удовлетворение от жизни, зная, что тебя не забыли. Такие жизненные моменты мне очень дороги.

— Фотография для вас хобби или профессия?

— Фотография никогда не была для меня работой, да, это скорее хобби. Еще в школе отец моего друга, с которым мы дружим до сих пор, привез прекрасный фотоаппарат — "Лейку". Сначала мы снимали друг друга, своих близких. После "Лейки" у меня было много разных аппаратов. Если взять карандаш или если рисуешь кистью, сразу видишь результат. Здесь же по времени результат отодвинут. Было постоянное нетерпение фотографировать, желание поскорее отснять пленку из 36 кадров и поскорее проявить ее.

— Как рождается ваш кадр?

— В основном я снимаю пейзажи. У меня есть и постановочные снимки, но их немного. Это натюрморты или вещи, которые окружают меня. Например, бутылки, которых у меня большая коллекция. Их я снимал несколько лет назад, эта тема долго меня мучила. Я собрал все, что есть, и сделал серию. Есть вещи, которые нужно сначала поставить, посмотреть, прежде чем делать кадр. Но таких снимков у меня мало. Есть мечта следующую выставку сделать портретной, я давно занимаюсь и этим, но еще никогда не выставлял. Иногда кадр рождается из ничего. Но бывает, что я увидел что-то, а с собой не было фотоаппарата. Увиденное засело в голову, как гвоздь, и потом начинаешь целенаправленно ездить туда, чтобы снять.

Но фотография — это не только фотоаппарат, но и освещение. В Судаке есть старый причал, я ездил туда раз 15, чтобы снять его именно вечером.

— Есть ли у вас любимый жанр, какой теме отдаете предпочтение?

— Все жанры и все темы — любимые. Но в основном я снимаю природу. В свое время мне, когда я служил на гидрографическом корабле, доводилось бывать в разных странах. Там было что поснимать. К сожалению, из африканских снимков остались только черно-белые. Однажды во время шторма погиб весь мой архив, все утонуло. Это долго вводило меня в отчаяние: два года съемок — и в одночасье все это ушло. У меня есть городские пейзажи, тема Севастополя. Когда я куда-то еду, всегда беру с собой фотоаппарат. Пейзаж не надо специально высматривать, выискивать. Вдруг наступает момент: увидел — и понимаешь, что это именно то, что нужно. В природе есть особые переходные состояния: утро, вечер, туман — вот что мне интересно. Памятник Затопленным кораблям, который снимали многие. Я, конечно, тоже снимал его при хорошем освещении, но это простые открытки. Месяц я ездил к нему, чтобы снять его утром в тумане… В конце июня наступают четыре дня, когда Графская пристань будет освещена так, как никогда в году. Свет падает на деревянный причал внизу, и белая Графская пристань утром, если будет солнце, станет желтой.

— Есть ли каталоги или изданные книги с вашими работами?

— Специальных альбомов у меня нет, а каталог есть к каждой выставке. Я не считаю, что фотография — способ заработать на жизнь. У меня есть сотни журналов и десятки книг по фотографии, но нельзя сказать, что это мною востребовано, хотя листаю их часто. Фотографии существуют для выставок, они становятся предметом искусства. Когда просматриваешь их, собранные в альбоме, на двадцатой странице уже "наелся". Это все равно, что сходить в Эрмитаж на весь день.

— Совет мастера начинающим фотографам?

— Нужно снимать и не обращать особого внимания на "критиканов", хотя прислушиваться обязательно нужно. Из этого всегда можно выудить что-то рациональное для себя. Но снимать как можно больше! Тогда вскоре не будешь делать ошибок — таких как заваленный горизонт и так далее. Уже точно будешь знать, как надо сфотографировать, в какое время суток. Как можно больше смотреть работы других фотографов: очень часто бывает, что выбранный сюжет уже кто-то снимал. Если есть возможность, надо сразу начинать фотографировать хорошим фотоаппаратом, а не "мыльницей" — это вырабатывает вкус. Плохим аппаратом не удастся снять каждую деталь, каждую травинку.

Другие статьи этого номера