"Чувствуя усталость в ногах… он взобрался наверх. Оттуда ему представилось чудное видение: у окна, на столике, задрав ножки вверх, как оглобли, лежала белотелая вареная курица.
— Я иду по неверному пути Паниковского, — прошептал Остап.
С этими словами он поднял курицу к себе и съел ее без хлеба и соли".
Согласно классике, это была не единственная домашняя снедь, уплетенная нелигитимным пассажиром литерного поезда, направлявшегося на торжественную смычку Восточной магистрали, в бессмертном романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Как известно, столичные корреспонденты, следовавшие на это мероприятие и предпочитавшие ходить в ресторан, с большим участием отнеслись к "провинциальному корреспонденту, догнавшему ночью поезд на аэроплане и съевшему курицу Гаргантюа". А посему Бендер умудрился съесть еще 12 яиц, принесенных тучным писателем в мягкой детской курточке, фаршированный перец в банке — от Навроцкого, "котлеты с налипшими на них газетными строчками" — от Лавуазьяна, селедку и коржики — от Сапегина, стакан яблочного повидла — от Днестрова. "Приходили и другие, но Остап прекратил прием".
С первого сентября текущего года Остап Ибрагимович, едь он поездом "Укрзалiзницi", наверняка бы остался без угощений соседей по купе. Нечем было бы им угостить великого комбинатора. Потому как ехали бы они без домашних харчей.
Как заявил во вторник генеральный директор "Укр-залiзницi" Василий Гладких, обязательное питание (по аналогии питания в самолетах) в украинских поездах будет введено через один-два месяца — скорее всего, 1 сентября. А стоимость его будет включаться в цену билета.
По словам Василия Ивановича, "Укрзалiзниця" будет ее изучать и смотреть на то, чтобы "она соответствовала размеру цены за билет". Согласно предварительным расчетам, стоимость питания в плацкартных вагонах составит 5-7 гривен, в купейных — 12-14 и в вагонах СВ — 14-20 гривен. Еда будет отличаться по ассортименту, уточнил Гладких.
Вот так ненавязчиво железнодорожное ведомство поделило людей на три сорта, ОБЯЗАВ их питаться так, как ему, ведомству, будет угодно. И подвиг на это решение гендиректора "Укрзалiз-ници", по его словам, "опрос пассажиров купе поезда, который он провел в ходе своей поездки в Донецк". Как сообщает For-um, со ссылкой на Гладких, "90% из них высказались за введение питания". Знает ли главный железнодорожник страны, что в купе едут всего четыре пассажира, составляющих как раз 100 процентов? Ну да ладно, может, его переврали?!
Вернемся к главному. Для начала, по словам Гладких, "отобедят" пассажиров I и II сортов, то есть вначале питание будет подаваться в СВ и купе на дневных поездах повышенной комфортности. Потом, как предполагается, возьмутся за обычные поезда, а затем и за плацкартников. Но все ли правильно?
Кто будет обеспечивать сограждан, путешествующих железной дорогой, обедами — пока неизвестно, но будет ясно после проведения тендера, в котором примут участие прежде всего те предприятия, которые неплохо зарекомендовали себя во время работы с авиакомпаниями.
Каким будет меню? Одинаковым для I и III сортов? Сможет ли обеспеченный человек, которому в курортный сезон удалось взять билет лишь в плацкартный вагон, заказать себе обед I (СВ) сорта? Будет ли заменен свиной шашлык на нечто другое для путешествующего в СВ приверженца ислама? Сварят ли молочную кашку для язвенника или заставят оплатить и съесть котлету с аджикой? А в Великий и прочие посты меню будет одинаковым для постящихся, непостящихся верующих и атеистов? Те еще вопросы.
Как бы там ни было, в железнодорожном ведомстве нас взяли и поделили на три сорта, согласно купленным билетам, без учета гастрономических пристрастий и курса страны на поддержку демократических ценностей, важнейшая из которых — иметь право выбора.
Об одном блюде, однако, уже известно. Пан Гладких высказал пожелание, чтобы в меню входил украинский борщ, по примеру того, как в российских поездах есть фирменная железнодорожная солянка. Интересно, что относительно протеста против введения обязательного питания Гладких заявил: "Это какие-то определенные силы пытаются навязать". Интересный ход.
Но, слава Богу, есть в этой стране не только Гладких, но и Костусев. Антимонопольный комитет Украины выступает против введения обязательного питания на железной дороге. В пресс-службе АМК уже отметили, что если железная дорога введет обязательное питание, включая его в стоимость билетов, Комитет будет считать такие действия злоупотреблением монопольным положением. В этом случае в отношении железнодорожного монополиста могут быть применены финансовые санкции — до 10% годового дохода предприятия.
Если учесть, что, согласно данным Государственного комитета статистики, железнодорожным транспортом за январь-май 2006 г. отправлено 180,8 млн пассажиров, что на 1% больше, чем за аналогичный период 2005 г., а цены на ж/д билеты имеют тенденцию расти, то у нас, верящих, что пассажир-клиент-потребитель — это выше всяких "гладкостей", есть надежда: АМКУ нам поможет.
Не дожрутся!
Дмитрий ЖЕЛНИН.
УСЛУГА ИЛИ ОБЯЗАЛОВКА?
Мария СОМОВА, жительница Ленинского района:
— Как известно, состояние поездов оставляет желать лучшего. И за счет повышения цен на билеты собираются улучшить внешний вид вагонов, обслуживание пассажиров. Но цена итак уже не маленькая. Если в советские времена до Москвы билет стоил 15-20 рублей, то сейчас цена купейного билета около 70 долларов. Но ничего в поездах не изменилось в лучшую сторону. К слову, в самолетах тоже еду подают. Но ее можно съесть, если очень голодный. И это в самолете, где сервис традиционно лучше. А что говорить о наших пыльных вагонах? От посещения вагона-ресторана запомнилось, что там прежде всего стараются предложить спиртное. Да и качество блюд мне не нравится. Поэтому я не верю, что за счет повышения цены билета, в том числе включения платы за дорожный паек, можно решить проблемы.
Ирина БАТИНА, менеджер:
— Я это могу сравнить с тем, что когда-то дефицитные книги продавали с нагрузкой — никому не нужными брошюрами. Так и этот навязанный обед в поезде. А если у человека диета или он не желает есть именно эти продукты, что тогда? Услуга должна быть ненавязчивой.
Вероника ЛОГИНОВА, домохозяйка:
— Я бы предпочла взять в дорогу свою еду. Я не верю. что навязанная услуга будет достойной. В каких условиях будет готовиться обед? Я доверяю домашнему приготовлению. Это крайность, когда паек навязывают пассажиру. У наших людей уже традиция: перед дорогой приготовить сумку с набором продуктов. У нас пассажиры начинают есть еще до отправления поезда.
Александр Вадимович, пенсионер:
— То, что цены на билеты выросли почти в два раза, это сократит количество желающих ездить. Это не улучшило условия. Так, если вы захотите съездить в Керчь из Симферополя, то увидите очень старые вагоны. Полки и сиденья не только неудобные, но на них опасно сидеть, того и гляди проломится и очутишься в багажнике. Теперь насчет питания. Поскольку люди разные, то кушают разную пищу. А там наверняка обед одинаковый, будут навязывать консервы, бутерброды, которые мне не нужны. Это все — неумное изобретение для пассажира.
Игорь Васильевич, предприниматель:
— Меня такая обязаловка не устраивает. Я должен соблюдать диету. И что, я теперь должен оплачивать дорожный паек? По-моему, монополисты хватили лишку. Это пример слишком уж навязчивого сервиса.
Юрий Владимирович, военнослужащий:
— Здесь должна быть гибкая система. Человек должен выбирать — заказывать ему обед в поезде или нет. И это должно быть отражено в билете. Надо индивидуально подходить. Ведь есть люди больные, с которыми надо считаться. Да и вкусы у пассажиров очень разные. А вот командированным это выгодно. Как правило, время на подготовку к поездке очень ограничено, а так еду приносят в купе — с питанием проблем не будет.