Александр ТРАХАЧЕВ: «Будущее Севастополя связано с развитием малого и среднего бизнеса, а создание в регионе СЭЗ выгодно в первую очередь местному бюджету»

В принципе, этот заголовок — квинтэссенция пресс-конференции председателя ГНА в г. Севастополе А.С. Трахачева, которую он провел накануне Дня работника государственной налоговой службы Украины. Но Александр Сергеевич не был бы самим собой, если бы просто отчитался о «проделанной работе» накануне профессионального праздника и не поговорил о наболевшем с пишущей, снимающей и записывающей братией, не поделился своими мыслями о будущем города-героя, его экономики и путях развития. Причем разговор длился честно, пока у журналистов не иссякли вопросы. А первый был от «Славы Севастополя+»:- Недавно исполнился год вашего руководства налоговой службой г. Севастополя. Если в беседе несколько месяцев назад вы были осторожны в оценке реалий и перспектив городского хозяйства, то теперь, уверен, можете сказать определенно, что вас тревожит и какие положительные тенденции наметились?

— Тревожит нехватка в городе крупных бюджетообразующих предприятий. А те, что есть, к сожалению, минимизируют свои налоги, используя прорехи в законодательстве. Но что более всего меня поражает — то, что в бывшей некогда одной из "рыбных столиц" страны — почти полностью отсутствуют результаты рыбопереработки. Я сам ходил в море и видел эти гигантские объемы лова и выпуска продукции. Ныне это капля в море.

Второе, что откровенно вызывает у меня недоумение: здесь есть земля и виноградники, есть технологии и традиции, есть производственная база и профессионалы-виноделы. Все есть в регионе, но работает этот комплекс на чужого дядю, т.к. все налоги из нашего города уходят в другой — туда, где зарегистрирована головная "контора" этого предприятия АПК.

Удивляет слишком большое количество рынков, причем находящиеся в плачевном состоянии. Построенные в основном в период хаоса "первичного капитализма", они хаотичны и неприглядны, неудобны для людей и просто антисанитарны. Считаю, что период таких толкучек и "диких" рынков в Севастополе затянулся. В других городах уже построены нормальные торговые ряды, а бутики и супермаркеты неуклонно вытесняют базары и базарчики. Там теперь есть конкретные хозяева в каждой точке, а не "реализаторы", ни за что не отвечающие. Там есть цивилизованная конкуренция и, естественно, развитие, движение вперед. Так что упорядоченная торговля — и людям лучше, безопаснее, и бюджету больший доход.

Радует, что в Севастополе быстрыми темпами развивается малый и средний бизнес, дающий уже сегодня до 30% всех поступлений в бюджет. А на начало этого года у нас было зарегистрировано более 8000 субъектов предпринимательской деятельности и 22700 "индивидуалов". Если бы, правда, еще все они работали на полную катушку, было бы здорово!

Я убежден: именно маленький семейный бизнес типа небольшого магазинчика на первом этаже в своем же доме, как это широко практикуется за границей, или кафешка, или сертифицированное жилье для сдачи в аренду и отдыхающим летом, другие виды частного предпринимательства — вот главная составляющая городской экономики, с которой связано будущее расширение местной базы налогообложения и притока средств в казну. Уверен: основные поступления в бюджет должны идти от доходов физлиц. Но для этого еще должна быть адекватная зарплата, выплаченная не в "конвертах".

Правда, пока упор в налогообложении делается на производителей. У нас в регионе, повторю, крупных нет, так что налоги от реализации товаров и услуг, завозимых оптовиками в город, отсюда же и уходят. А нагрузку налоговую производители все равно перекладывают на плечи потребителей, сами-то в накладе они не останутся, смею вас заверить!

Основные нарушения налогового законодательства — это сфера НДС и минимизация налогов путем создания различных "цепочек", показа "убытков", "ноля" и т.д. Нам хорошо известны порядка 100 предприятий города, которые этим грешат. В основном — в сфере торговли. Но один уже попался, причем из разряда супермаркетов. Конкретно пока не называю в интересах следствия, но могу заметить, что в компьютерах этого предприятия уже найдены доказательства совершенных нарушений закона.

Хочу подчеркнуть публично: лично меня не устраивает, что почти при каждой налоговой проверке есть нарушения, следовательно, выставляются финансовые санкции. Неужели нельзя понять, что работать под дамокловым мечом риска быть пойманным и понести убытки — это невыгодно и хлопотно. И пока основная масса предпринимателей не подумает о своем "спокойном сне" после того, как поделится частью доходов со своим государством, систематический недобор, по подсчетам наших аналитиков, в городе будет составлять 15-20%. Много это или мало, судите сами, если только пятимесячная сумма всех поступлений в Севастополе составила 207 миллионов гривен!

Севастополю необходима, как воздух, современная комплексная программа развития, где особо тщательно должен быть прописан раздел экономики, в структуре которой нужно уделить большее внимание СВОЕЙ перерабатывающей промышленности и, естественно, туризму, т.к. приток отдыхающих к нам все увеличивается, а отдачи соответственной пока мы не наблюдаем.

В связи с этим со всеми нашими надеждами и планами, думаю, Севастополю повезло, что на пост мэра города назначен Сергей Владимирович Куницын, которого я давно и хорошо знаю. Тем более что сразу наметились пути сотрудничества горгосадминистрации с горсоветом и его самого лично — с Валерием Владимировичем Саратовым, который, как никто другой, понимает проблемы налоговиков и бюджета, знает прекрасно чаяния и профессионалов, и простых налогоплательщиков. И я искренне рад, что у руля теперь стоят эти люди. Ибо Севастополь — уникальный город, и нам всем не простят, если жизнь севастопольцев не будет постоянно улучшаться.

Хочется отметить, что я лично убедился, как растет самосознание людей: они приходят к нам, как к партнерам и друзьям, посоветоваться, поделиться своими бедами. В основном о том, как их обманывают наниматели с зарплатой, условиями работы и т.п. Мы помогаем и радуемся, когда они возвращаются, чтобы поблагодарить. Еще раз подчеркну: нормальная легальная зарплата — это стабильные поступления в бюджет, обеспеченная старость самого работника и деньги на все социальные нужны, в т.ч. образование его детей, лечение семьи, обеспечение безопасности дома, на улицах и на работе.

Интерес у прессы вызвало и мнение председателя налоговой администрации Севастополя о создании свободной экономической зоны в севастопольском регионе. Как известно, с приходом в наш город С.В. Куницына — создателя Сивашской СЭЗ — эта идея реанимировалась. И А.С. Трахачев считает: своевременно, т.к. Севастополь — идеальное место для СЭЗ, нужны лишь несколько "кордонов" на местах бывших КПП, и можно контролировать все, что приходит сюда и уходит. С другой стороны, по словам ведущего пресс-конференции, СЭЗ — это хорошо, ибо ее создание позволит уменьшить отрицательный эффект от чрезмерной централизации управления экономикой в стране. Госбюджет не обеднеет, а местный — многократно выиграет!

Коснувшись далее в разговоре с журналистами истории налоговой службы в стране и Севастополе в частности, А.С. Трахачев отметил, что в нашем городе четыре районные и городская налоговые инспекции приступили к своей работе именно 1 июля 1990 г. И сегодня им исполняется 16 лет! В этом возрасте человек паспорт получает. Так что налоговую службу в этом году только можно назвать совершеннолетней. И ей чрезвычайно необходим свой паспорт — Налоговый кодекс. А пройдет 2-3 года, и с его помощью, верят Александр Сергеевич и все его коллеги, порядок в хозяйстве будет налажен, а результаты непременно скажутся на повышении уровня жизни граждан.

Поэтому сегодня особое внимание ГНА Украины в целом и налоговая администрация Севастополя в частности уделяют вопросам своего реформирования и модернизации в соответствии с требованиями европейского и мирового уровней. Этот процесс направлен на то, чтобы сделать налоговую систему проще и понятнее, такой, которая способствует развитию производства, обеспечению эффективного общественного контроля за администрированием налогов, созданию партнерских отношений между налоговиками и налогоплательщиками.

Уже можно сказать, что эта работа дает видимые результаты. В 1996 г. севастопольские налоговики мобилизовали в сводный бюджет 160 млн грн, в 2005-м — уже 451,8 млн грн. Налоговые поступления за 10 лет возросли в 2,82 раза. За 5 месяцев текущего года уже поступило почти 207 млн гривен, то есть в бюджет мобилизовано в 1,3 раза больше, чем за весь 1996 г. Если в 1998 году добровольная уплата налогов составляла в целом по Украине всего лишь 40% поступлений в бюджет, то в 2000 году — уже 57%. Сегодня в среднем по стране добровольно уплачивают налоги 75% СПД. А в Севастополе этот показатель составляет сегодня 93%. Это и позволяет А.С. Трахачеву уверенно говорить, что налоговая служба в Севастополе делает очень многое для выполнения задач, поставленных Президентом и правительством Украины.

Другие статьи этого номера