Нет человека, которого бы радовала замена трубопроводов. Однако в мире существуют технологии ремонта систем канализирования без помощи бульдозера. Это продемонстрировала у нас австрийская фирма «Рамблер». Ее представительство находится в Украине. В нашем городе она проводит работы по очистке и диагностике коллектора на Северной стороне. Техника фирмы «Рамблер» способна проникать в трубопроводы, не прибегая к раскопкам, не причиняя неудобств гражданам. Благодаря усилиям руководства «Севгорводоканала» и властей Севастополь — первый город в Крыму, где развернулся демонстрационный проект. Благодаря предоставленной помощи компания «Рамблер» осуществит очистку и диагностику коллектора. Это поможет руководству водоканала ознакомиться с его техническим состоянием и, возможно, в будущем выполнить ремонт.У города пока нет средств для широкомасштабного применения новых технологий. Но руководство "Севгорводоканала" надеется: результаты эксперимента будут настолько убедительны, что при формировании бюджета будут отпущены средства и на эти нужды.
Мы побывали на месте работ. Первая стадия — это очистка. Специальное приспособление продвигается по трубе при помощи струй воды под высоким давлением. Вода подается по шлангу специальной машиной. На механизме установлены цепи. Вращаясь, как пропеллер, они отбивают со стенок коллектора отложения. После очистных работ в трубопровод опускается специальный робот, оснащенный осветительными приборами и видеокамерой. Картинка с робота поступает на пульт управления. Информация о повреждениях записывается на носитель. Позже компьютер обрабатывает данные и выдает схему коллектора с его изъянами. Далее решают, что делать с объектом. К сожалению, в рамках проекта не предусмотрено укрепление коллектора, ведь перед нами предстала неутешительная картина. Около десяти сантиметров бетона по окружности внутри диагностируемой трубы оказалось съедено агрессивной средой. Обнажилась арматура. И это только то, что мы успели разглядеть.
Как же происходит ремонт бестраншейным способом? Как объяснили нам техники фирмы "Рамблер", в очищенную трубу протягивается волокнистый шланг, пропитанный эпоксидной смолой. Затем подается пар, который прикрепляет его к стенкам поврежденного трубопровода. Таким образом устраняются различные неполадки. Гарантия на стойкость также внушительна — 50-75 лет. Так, без рытья траншей можно укрепить городские коммуникации в минимальные сроки. Это примерно в десять раз быстрее, чем традиционным способом. Остается надеяться, что когда-нибудь в городе появится достаточно средств, чтобы ныне демонстрационный проект превратился в будущем в обычную практику. И когда это произойдет, нам больше не придется прыгать через разрытые траншеи и жаловаться на длящиеся месяцами земельные работы.