Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 18o

Балаклавская Одиссея: артпогружение

Мы уже знакомили наших читателей с проектом уникального международного фестиваля «Балаклавская Одиссея», в котором принимают участие молодые художники и музыканты из восьми европейских стран. Они покажут севастопольцам и гостям города свои творческие проекты (видеоарт,...

Мы уже знакомили наших читателей с проектом уникального международного фестиваля «Балаклавская Одиссея», в котором принимают участие молодые художники и музыканты из восьми европейских стран. Они покажут севастопольцам и гостям города свои творческие проекты (видеоарт, перформансы, современная музыка, живопись и фотография). Фестиваль пройдет в балаклавских штольнях (военно-морской комплекс «Балаклава») с 4 по 7 августа 2006 года. Руководители фестиваля — Роман Мархолиа (Россия) и Себастьян Кайзер (Германия). И хотя до фестиваля еще много времени, подготовка к нему идет достаточно активно. Об одной странице этой подготовки — поиске и знакомстве с людьми, служившими на этом особо секретном в прошлом объекте, — рассказывает Роман МАРХОЛИА.

КОНТР-АДМИРАЛ АЛЕКСЕЕВ И ДРУГИЕ

Готовим одну из частей проекта. Наша задача — снять для фотоэкспозиции ветеранов-подводников и тех, кто работал на балаклавском заводе-штольне для подводных лодок — "Объекте N 825". К нам специально приехал из Москвы фотограф и оператор Олег Черноус. Коренной севастополец, в прошлом офицер Черноморского флота. В три дня нам надо отснять интервью и портреты тех, кого мы сумели разыскать и кто дал согласие на диалог.

Но им же много лет? Какие вопросы задавать? Первый подводник, например, наотрез отказался говорить о штольне. Она для него до сих пор закрытая тема. Потребовал распоряжения командира. Командира не найти. "Объект N 825" живет теперь новой жизнью, не подчиняясь прежним уставам. Не споря с ветераном, ищем тех, кто раскроет тайны прежнего времени.

Сама штольня, как большой храм со своей крестообразной архитектурой. Здесь люди жили идеей, жили монолитом, слаженно и строго. Так нам кажется, а как было на самом деле? Расспросить…

Мы познакомились с полковником Орищенко Иваном Гавриловичем. Военный инженер, руководивший минно-торпедной частью. Ему 80 лет. Когда шли к нему на встречу, назначенную в бывшем Балаклавском ДОФе, сомневались, сможет ли он вообще подняться по лестнице и правильно ли мы поступили, назначив ему свидание наверху. Пока мы это обсуждали, стоя на середине лестничного пролета, мимо нас дважды пробежал (снизу вверх и сверху вниз) бодрый мужчина средних лет. Он оглядывался и явно кого-то искал глазами…

— А, это вы… Пойдемте вниз, здесь жарко, я вам все расскажу на набережной…

Так мы и познакомились…

Как увлеченно, взахлеб рассказывал он о Системе, которая была налажена на том заводе, с каким упоением говорил о жидком кислороде для торпед, об очистке и охлаждении, об экспериментальных образцах и методах проверки! Странно… Мы с моим немецким партнером по проекту Себастьяном Кайзером слушали, разинув рот и не успевая задать ни единого вопроса, смотрели на человека, который с такой любовью, весело и деловито рассказывал об опасном, закрытом, суперсекретном объекте, отодвинувшем, как нам казалось, курортное благоденствие Балаклавы на несколько десятилетий…

Он в Балаклаве с 1945 года. Ему было что вспомнить.

Острый взгляд специалиста и азарт испытателя. Командирская строгость и лукавая улыбка малоросса. Все это не пропало, все в нем сохранилось и нет-нет да и прорвется наружу. Когда общаешься с Иваном Гавриловичем, то чувствуешь, что вкус к жизни не ушел, энергия не иссякла.

— Как вам сейчас здесь живется?

— Как в осаде. Фейерверки и салюты. Праздники. Но прежней радости для нас здесь нет. Мы чужие. Вот говорил с мэром… Все ему высказал…

Контр-адмирал С.Г.Алексеев. Командовал дивизией подводных лодок в Балаклаве. Мы у него в доме на Большой Морской. Интерьер 70-х годов. Каждый уголок квартиры продуманно собран и вычищен до блеска.

— Какие у вас тут фотографии интересные. Кто это? — спрашиваем мы, готовясь к фотосъемке в кабинете Алексеева.

— Это сын, это племянник, а это Бог, — говорит он, не улыбаясь. Я поднимаю глаза и вижу репродукцию иконы.

— Вам сколько лет? — спрашивает Себастьян.

— Сто один. Когда я разошелся с Надеждой Константиновной, мне уже тогда было тридцать…

Пауза. С нами шутят. Я смотрю на Себастьяна. Себастьян смотрит на меня…

— Ты знаешь, кто такая Надежда Константиновна?

Себастьян улыбается. Он знает.

ИДЕАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

— Вам сам Алексеев интервью давал? Как же мы его любили. Вот некоторых боялись, а его именно любили, — говорит Зинаида Ивановна Бойченко.

Она до сих пор красивая и темпераментная южная женщина. Работала в семидесятых на военном складе в Балаклавской бухте. Очень волнуется перед интервью. Никогда не говорила на камеру.

— Ну что я могу рассказать? Я же в штольне только на учениях по гражданской обороне была.

— Ну вот и расскажите.

— А он что — настоящий немец? (Зинаида Ивановна кивает в сторону Себастьяна). Знаете, до сих пор не могу с ними общаться. Не могу их речь слышать. У меня убили на войне отца и много других родственников. Ну, не могу, и все.

— Да вы не настраивайте себя так! Себастьян хороший. Он восточный немец. И Севастополь любит.

— Ну ладно, может, попробую.

Они проговорили с Себастьяном почти час. После интервью немец был от нее в восторге.

— Она счастливый человек. Какая сложная жизнь у нее была, а она такая веселая…

Мы снимаем интервью для фильма, портреты для фестивальной выставки и вглядываемся в лица тех, кто жил в нашем городе тогда, когда само время наполняло его жизнь особым смыслом.

Севастополь — странный город. Он вне времени. И воины этой старой морской крепости со своими идеалами государственности и служения Отечеству с трудом принимают современные идеалы общества потребления. Чего скрывать — величие прошлого Севастополя не очень вяжется с его сегодня все более создаваемым курортным обликом.

50-е годы. Чистый, только что отстроенный заново город. Ансамбль флота танцует на крыше гостиницы "Украина", на набережных и в скверах города. В облике Севастополя ничего лишнего, все выбелено и строго. Ни на кого не похожий, романтичный силуэт военно-морской крепости.

Севастополь 60-х. Пионеры дежурят на улицах и следят за пешеходами на переходах, в магазинах отделы саморасчета, на площади Ушакова стоит подиум и при большом скоплении горожан проходит показ модной одежды.

70-е годы. Новейшие технологии. Наукоемкое производство. Военные парады устрашают и восхищают. Севастополь живет в последнем рывке напряжения перед спадом застоя.

80-е. Много политики. Риторика в новостях и фильмы, посвященные 200-летию города, похожи один на другой. Но все равно пока все еще цельно, собранно. Жизнь рваться по швам начнет позже: в конце восьмидесятых — девяностые. А пока…

Мы с нашим администратором Игорем смотрим хронику на кинобазе ЧФ. Кое-что в отсмотренном материале умиляет, но главное, что я чувствую, — раздражение и досаду. За границей соотечественники смогли сохранить дух и культуру нации, несмотря на изгнание, а величие нашего Севастополя все больше уходит в прошлое. Новое строительство ведется не на мощном фундаменте, а рядом, на пустом месте. И вокруг монолитов времен рухнувшей советской империи лепятся турецкие времянки с бутафорскими белыми колонками.

— Какой город был красивый! Молодежь у нас, точно с Марса прилетела, ничего о Севастополе не знает, — возмущается Игорь. — Почему не показывать все это по телевизору?

Игорю лет 20. И он сам из этой самой севастопольской молодежи, которая, хотя и "с Марса", но не похожа на молодежь Киева или Львова. Севастопольцы до сих пор — особенные. Они патриоты. Только патриотизм у них все больше становится надрывным, болезненным. Он так не ко времени. Город живет в конвульсиях перемен. Иногда кажется, что судьба города и флота уже решена. И что дальше? Есть ли на самом деле перспектива? Молодежь все это остро чувствует и переживает.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея". Мы с Себастьяном Кайзером, Генрихом Шумахером и Ириной Константиновой готовим этот проект, чтобы рассказать молодым севастопольцам о том, что происходит в современном европейском искусстве. Но вот что удивительно. Хотя цели наши — прочертить горизонты будущего, без прошлого в Севастополе не ступить ни шагу. Именно оно нас питает, дает силы и воодушевляет.

Одна из составляющих нашего проекта связана с прошлым Севастополя и Балаклавы, с его героями, живущими рядом с нами. Какая же это радость знать их в лицо и вот так запросто общаться с ними! Севастопольцы и гости смогут увидеть этих людей в авторском проекте Олега Черноуса. Выставка его фотографий "Объект N 825", посвященных балаклавским подводникам, будет демонстрироваться в залах минно-торпедной части бывшего завода для подводных лодок. Зрители фестиваля получат уникальную возможность побывать в самом сердце секретного "Объекта N 825" — минно-торпедной части завода подводных лодок, определявшего жизнь Балаклавы несколько минувших десятилетий.

* * *

Вот так Роман Мархолиа представил нам сегодня лишь одну страницу уникального международного проекта "Балаклавская Одиссея". Ту, которая пока остается за кадром. Подготовка к фестивалю идет полным ходом. И так же, как Роман и Себастьян, ею увлечены другие авторы из разных городов и стран.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ