После публикации интервью «Так называемый нормальный человек» с психиатром высшей категории Алексеем Линченко в редакцию пошли отзывы. Наши читатели захотели продолжить разговор. «Пусть у нас будет свой, севастопольский доктор Курпатов», — предложил некий Алексей Б., имея в виду, очевидно, популярную телепрограмму.
Мы действительно в большинстве своем психологически безграмотны. Осваиваем космос, высокие технологии, но порой не знаем, как разрешить самую простую житейскую ситуацию, как наладить отношения с близкими, найти общий язык с детьми, как обрести внутреннюю гармонию.
В общем, как быть счастливыми?- Алексей Алексеевич, какую роль играет наследственность в судьбе человека?
— Тема наследственности интересна и неисчерпаема. Загадок в ней предостаточно. Жизнь человека существенно зависит от генов, подаренных родителями. Заслуга генетики в том, что она научно подтвердила старую истину: яблоко от яблони недалеко падает. Из пшеницы не вырастет овес, из дубового желудя — береза. Но, с другой стороны, эта истина хоть и древняя, но не бесспорная. Кто-то похож на папу, кто-то на дядю, кто-то на бабушку, а кто-то и непонятно на кого. Почему в родственниках именно так распределяется наследственный материал — наука продолжает изучать, и придет время, когда станет возможным закладывать наперед, например, предпосылки интеллекта или темперамента будущего человека.
Однако в жизни не все так ясно и однозначно, как оно просматривается с позиций наследственности. Я учился врачеванию в то время, когда генетику считали лженаукой. И для этого были причины. Революция в России выдвинула, а социализм утвердил главную идею нового общества: "Кто был никем, тот станет всем". Прекрасный лозунг, потому что он объединил миллионы людей в стремлении построить новое общество, не оглядываясь на наследственную предопределенность и сословную принадлежность.
Идеи равенства и справедливости 70 лет оставались незыблемыми, но с каждой пятилеткой они тускнели и все меньше вдохновляли. Общественное сознание чаще стало обращаться к отсеченному революцией, почти забытому прошлому. С сочувствием вспоминали за кухонным столом родственников-эмигрантов, размышляли о заслугах монархических династий. Память настойчиво тянулась к родовым корням. Снова вспомнили о генах, о том, что в них закодировано все: и стать, и голос, и манеры, и продолжительность жизни, и особые знаки рода-племени. Пришло время перемен, круто изменившее привычный взгляд и на личное счастье.
— Многим эта вынужденная перемена взглядов стоила поломанной судьбы.
— Да, поиск персонального счастья оказался мучительным, даже кровавым. Сегодня самосознание большинства, хочется верить, созрело до понимания такого жизненного счастья, с которым можно справиться самостоятельно. Рецепт давно известен: хочешь быть счастливым — будь им. Технология проста. Вспомни, что ты единственный (единственная) в целом мире и другого (другой) такого нет и не будет. А если есть ты, значит, есть и твое счастье.
— Так просто?
— В это надо верить, потому что универсального эталона и эквивалента счастья, выраженного, например, в золоте или другой твердой валюте, нет. У каждого оно свое. Счастье ребенка не похоже на счастье пожилого человека, понимание счастья девушки не совпадает со счастьем матери, счастье больного не совпадает со счастьем здорового. Убежден, счастье познается в процессе его обретения, а точнее — добывания. Это отрезок времени или преодоленный путь от проявления мечты и до ее осуществления. Известная олимпийская чемпионка, завоевав очередное "золото", на вопрос корреспондента: "Какие чувства она испытывает, достигнув высшего пьедестала?" ответила неожиданно просто и искренне: "Опустошение". Корреспондент не понял: "Почему?" Ответ: "…свою заветную мечту я осуществила и в спорте уже всего достигла". Когда мечта становится явью, создается предпосылка для рождения новой мечты.
— Люди называют себя порой везучими или невезучими в зависимости от ситуации, самооценки. Вы верите в легкое счастье?
— Легкого счастья в природе, скорее всего, не существует. В рулетку оно не выигрывается и придорожным камнем не валяется. Творить счастье — значит трудиться, извините, потеть, преодолевая самого себя и напрягая волю. Ту волю, которая вовремя стегнет лень, уймет тревогу, пристыдит страх, найдет силы совершить поступок, сделать решительный выбор, сказать твердое "нет", появиться в нужное время в нужном месте, потребует к себе уважения, заявит о себе, как о личности, и откроет новые качества и возможности характера. Такую волю, а можно сказать и характер, следует понимать, как готовность эксплуатировать собственные мышцы с пользой для тела, для дела и для души. Каждая личность заряжена волевым потенциалом. Без воли нет личности.
Однако всякому так называемому нормальному человеку свойственно предпочтение пути наименьшего сопротивления. Желание "срубить по-легкому" — дьявольское повседневное искушение, перед которым устоять бывает очень трудно, но необходимо. Настрой "на халяву" формирует в мозгу, назовем условно, "очаг ожидания" удачи. Он постоянно напрягает сознание и держит его "в стойке" охотничьей собаки. Кому-то же везет! Это непродуктивное ожидание раздражает и формирует скверную черту характера — искать причины собственных неудач в поведении окружающих, обвиняя "везунчиков" во всех смертных грехах. Такая жизненная позиция развращает психическую деятельность, формирует иждивенческую психологию и укрепляет веру в чудо. Ожидание, что счастье вот-вот свалится с неба, делает человека и безвольным, и несчастным. Я знал одного больного, поведение которого проявлялось постоянным пинанием всех без исключения бумажек, которые попадались ему на пути. Зачем? А это была его большая тайна. Вдруг это не просто бумажка, а ценный документ или деньги. До болезни он работал бухгалтером. Была небольшая растрата. Заболел — стал инвалидом. Больным себя не считал. Верил и ждал: чудо случится, он найдет деньги. Такая удача, по его убеждению, должна была решить все проблемы. Он, наконец, заживет счастливо. Как психиатр, понимаю: главным желанием этой заблудшей души были не деньги, а наивное желание жить без проблем.
Для так называемого нормального человека жизнь без проблем бессмысленна. Нет проблем — значит нет и жизни. И все-таки встречаешь достаточно много людей, лелеющих мечту о чудесном разрешении затруднений и готовых оправдывать свою пассивность какими-то особыми обстоятельствами, никак не зависящими от них самих. Мало готовых признать свою зависимость от банальной реальности, прозы жизни. Подавляющее большинство настойчиво связывает свое проблематичное состояние с таинственными силами, а то и космическим вмешательством. Это и порча, и родовое проклятие, и вампиры, и бесовские проделки, и звезды, повернувшиеся не тем боком, и многое другое. И как положено по законам рынка — спрос на чудесное стимулирует появление соответствующих предложений: к вашим услугам ведуны, маги, ясновидящие и им подобные, советующие любую хворь, беду, невезение закатать, например, в яйцо. Просто, удобно и главное — не надо напрягаться.
— Но ведь некоторым людям просто необходимо верить в чудеса…
— Я не против чудес. Я против иждивенческого, потребительского отношения к себе, к своему здоровью. К сожалению, такое поведение сейчас нам навязывают реклама, многие СМИ: выпил снадобье, проглотил таблетки — и полный порядок — никаких тебе диет, режимов, утренних пробежек, гимнастики. Я вспоминаю пациента, который, перейдя на полушепот, умолял выписать ему самое лучшее лекарство и не верил, что у врача нет каких-то особенных назначений и лекарств для своих, для близких. Я же постарался сделать его активным участником лечебного процесса: человек должен знать симптомы своей болезни, название и действие лекарств, их побочные проявления и возможные осложнения. Чтобы найти счасте, надо стать хозяином в первую очередь себе самому.
— Спасибо за беседу.