Наши публикации о международном фестивале «Балаклавская одиссея», который пройдет в начале августа в знаменитых балаклавских штольнях, вызвали интерес читателей газеты. Прежде всего нас спрашивают о том, какие страны и какие участники будут представлены на этом фестивале, ведь раньше таких праздников искусства в нашем городе не было. Одни только названия проектов чего стоят: перфоманс, медиа-арт, артефакт, инсталляции, underground… Честно говоря, сразу и не разберешься, что это такое. Может быть, представители нового молодого международного искусства хорошо ориентируются в этих направлениях и этой терминологии, но, признаюсь, большинство из нас воспринимают идеи фестиваля как что-то малопонятное.
С просьбой просветить севастопольцев я обратилась к одному из организаторов проекта, хорошо известному в Севастополе режиссеру Роману МАРХОЛИА. (Как мы уже рассказывали севастопольцам, другой организатор проекта — представитель Германии Себастьян Кайзер).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УЧАСТНИКИ
— Итак, Роман, кого же вы пригласили к участию в этом фестивале?
— Два дня назад приехала Наташа. Начался большой сбор. Будут Клаус и Симона из Вены, Ханс и Клавдиа из Цюриха, Котра и РЭП из Киева, Морозов с оперными певицами из Санкт- Петербурга, арфа и пианист из Ялты, наконец, Марта, Ольга, Герман, Лолита, Сергей, Хендрик из Будапешта, Москвы, Севастополя, Берлина и Дрездена. Всего нас 45 человек. Большинство художников и музыкантов знаю лично, о некоторых только читал в прессе и в Интернете, представляю, что они обычно делают. Но тем не менее сам переживаю: как все сложится у нас в Балаклаве?
— Роман, вы называете всех участников по именам. Думаю, так же близко, по-домашнему, их будут величать севастопольцы. Но всех нас интересуют ход фестиваля, его непривычное направление, ведь в вашей программе так много неизвестных нам терминов. В частности, что же такое перформанс?
— Думаю, что точного ответа не найти. В начале 60-х годов ХХ века искусство опять перестало быть классическим монолитом даже в СССР. Художники устраивали шумные выставки и акции, будоражившие общество. Современная реальность активно внедрялась в академическое сознание. Границы традиционных жанров рушились, и на соединении новых и старых форм, на соединении реальности и искусства родился перформанс. "Перформ" — показывать. "Перформ" — выполнять. Это почти всегда действие. Неожиданный взгляд на обычные вещи и пространства. Перформанс — это не театр и не выставка. Он всегда играет с реальной средой и жизнью. Сегодня, в начале XXI века, мы погружаемся в балаклавские штольни, чтобы сочинить свой перформанс. Гора Таврос, Балаклава, Крым. Смотрим, слушаем, играем.
— Вы играете со средой. Играете вместе со своими единомышленниками.
— Естественно. Когда впервые увидел Наташу с Никитой в московском метро, то рассказывал о них всем своим знакомым. Оба под два метра ростом, красивые, странные, как инопланетяне. И вот они у нас в Балаклаве. Наташа сказала: "Главное — гора, а в ней — дыра. Гора Таврос светит и поет! Все забудется, а это запомнят, это останется. Мы привезем зенитные фонари и будем светить. Мы позовем певцов и музыкантов. Построим плот и отправимся по черной глади каналов штольни. Зрители будут с нами". А вот другие: Ханс и Клавдиа. Их перформанс называется: вечный поцелуй. Целоваться они будут на гигантских качелях, подвешенных над залитым водой сухим доком. А еще они привезут статую Артемиса, которая станет символом проекта. О ней говорил Еврипид в своей "Ифигении в Тавриде". Симона сыграет монолог из этой пьесы на нескольких языках. Ей помогать будут матросы и музыканты. Все действие будет происходить в самом сакраментальном пространстве штольни — отсеке, где хранились торпеды с ядерными боеголовками. Клаус и Симона. Вообще целая история. Симона — ведущая молодая актриса известнейшего в Европе Бургтеатра. Клаус — художник с мировым именем. Его проекты принимают лучшие галереи Европы. Бюджеты его замыслов частенько переваливают за миллион. Как мы тревожи-лись перед нашей первой встречей, когда они в мае приезжали для знакомства с Балаклавой и штольней! Теперь же мы сбились с ног — ищем железные банки для его инсталляции на горе Таврос. Все оказалось конкретным и прозаичным. Но если нам удастся все найти и исполнить, то Балаклава увидит огни, которые еще никогда не сияли на ее склонах.
— Железные банки, плоты, иллюминация. Какие-то фантастические идеи! Неужели возможно их воспроизвести у нас?
— Вообще, дав в шутку второе название проекту — "Арт-погружение", мы и не думали, что на самом деле… как корабль назовешь, так он и поплывет. Себастьян говорит, что в Москве и Берлине жизнь для него текла намного медленнее, чем здесь, в Севастополе и Балаклаве. Я уехал из города десять лет назад и теперь практически открываю его заново. На самом деле мы погружаемся в реальную жизнь Севастополя все глубже и глубже и понимаем, какой это и сегодня энергичный и современный город. Главное в нем, конечно же, люди, которые помогают нам сделать наш фестиваль — фестиваль медиа-арта и перформанса, фестиваль современной музыки и танца. Фестиваль современного искусства "Балаклавская одиссея".
— Спасибо, Роман. Думаю, рассказав об участниках, мы уже заинтриговали читателей. А в одном из следующих номеров нашей газеты мы расскажем о том, как будет построена сама программа.