К середине июля даже далекие от туристического бизнеса севастопольцы поняли: что-то не так. Вечером в магазинах остается нераспроданный хлеб, в любое время суток можно спокойно сесть в «маршрутку», из холодного крана бесперебойно течет вода. Качество жизни, замершее на уровне межсезонья, можно объяснить лишь одним — массовый турист отказался от посещения Севастополя в частности, и всего Крыма в целом. Такие субъективные ощущения горожан вполне объективно подтверждают те, кто возлагал на курортный сезон большие надежды.
Итоги любого курортного сезона обычно подводятся не раньше чем в октябре. Однако судить о количестве приезжих в цифровом исчислении можно уже сейчас. Основной показатель — продукты питания. Так вот. На первое июня 2006 года среднесуточное потребление хлеба севастопольцами от основного производителя — ДП "Царь хлеб" ООО "Хлебные инвестиции" — составляло 39 тонн. К 1 июля эта цифра возросла всего на 400 кг. В то время как 1 июля 2005 года мы вместе с гостями города съедали 42 тонны хлебобулочных изделий. И, если кто помнит, нам и этого было мало — с прилавков магазинов хлеб пропадал уже ко второй половине дня. Ходят в убытках и местные колбасники. По свидетельству производителей колбас "Камо", "сезон очень слабый, поскольку продажи по сравнению с прошлым годом снизились на 20%". Только дождям и рады севастопольские производители сладостей. Продажа тортов и пирожных от "Медоборов" возрастает лишь в пасмурные дни — солнечное лето надежд кондитеров не оправдало.
Не слаще приходится сегодня и севастопольским туроператорам. Падение спроса на отдых в регионе в июне составил 40 процентов в целом и более 60 процентов со стороны россиян. А ведь именно российский турист традиционно является для Севастополя самым массовым и широкосезонным. Россияне закупают путевки еще в марте и едут отдыхать, несмотря на погодные условия. А вот отечественного туриста, которого в этом году приехало на 10% больше, сотрудники туристических агентств величают "позвоночниками": прежде, чем приехать, он много раз позвонит, узнавая температуру воды в море и наличие облачности. Но как бы там ни было, сегодня вместо 10 экскурсионных автобусов на Ай-Петри уходит всего три-четыре, да и те со "сборной солянкой": объединяя экскурсантов из нескольких фирм сразу.
Теперь о главном. Кто виноват в том, что Севастополь стремительно теряет так на самом деле и незакрепленный статус курортного города? Заведующий сектором туризма городской гос-администрации Сергей Баландюк уверен, что срыв курортного сезона — это "прямое отражение того, что творится в государстве". Второе причинное место С.Баландюк отдал антирекламной кампании, широко развернутой в российских средствах массовой информации. Ежедневная трансляция по ТВ старшего брата "горячих" новостей из Крыма, в котором то "затапливает курорты", то "татары делят землю", то "вылазят опасные пауки", приводит к тому, что люди сдают билеты!
Точно так же на второе место среди причин, обусловливающих туристический пессимизм, поставил дезинформацию и директор ООО "СП "ТУР ЭТНО" Андрей Пылов. По его словам, передергивание информации доходит до нелепости. Например, рейс из Домодедово производит аварийную посадку в аэропорту Симферополя. А в новостях это событие подается как проблемы в Симферопольском аэропорту. Однако на первое место директор компании — оператора внутреннего туризма — все-таки ставит глобальное несоответствие отдыха в Крыму параметрам "цена — качество". У нас дорого и плохо.
Рискуя встать в один ряд с "вражескими" СМИ, присоединяемся к этому мнению. Что сделано в Севастополе после окончания прошедшего курортного сезона? Реставрация Приморского бульвара провалена. Не открыто ни одного нового комфортабельного городского пляжа. Берега не укрепляются. Транспортное сообщение с отдаленными от жилых районов песчаными пляжами ухудшилось. В общем, весь год мы строили "кабаки" и продавали землю, причем вместе с прибрежной полосой. А ведь турист все наши исторические достопримечательности, хоть их и около двух тысяч, уже посмотрел в прошлые годы. Ему бы на чистом песочке полежать да окунуться в прозрачные воды. Ан нет: самим мало!
Впрочем, от того, что туристов в этом году в Севастополе не в пример мало, пострадают те, кто непосредственно принимает участие в предоставлении туристических услуг (производителей продуктов питания и реализаторов товара в данном случае также ставим в этот ряд). Они остались один на один со своими проблемами, потому что ни правительство, ни городское руководство не нашли возможности для защиты их интересов. А вот на бюджете города слабый туристический сезон отразится не слишком. В прошлом году, когда население города летом выросло в два-три раза, рост платежей в бюджет составил всего 13,5%. А нагрузка на городскую инфраструктуру была просто громадной: сколько воды утекло, сколько мусора пришлось вывозить? Не научился еще Севастополь достойно принимать гостей и получать от этого соответствующую прибыль. Статус "города курорта" пущен на самотек. Какие будем делать выводы?
Ирина КАРАТАЕВА.
По сообщению СМИ количество желающих отдохнуть в Карпатах в этом году увеличилось на треть.
По сообщению главного государственного санитарного врача АРК Марии Кровяковой, на конец июня санаторно-курортные учреждения в среднем были заполнены на 58%. Крымские туристические фирмы и здравницы, чтобы стимулировать поток туристов на полуостров, снизили цены в базах размещения в среднем на 15-20%.
ЧИСЛО ОТДЫХАЮЩИХ В КРЫМУ СОКРАЩАЕТСЯ
Число туристов, отдыхающих в Крыму, снижается. По оперативным данным Министерства курортов и туризма АРК, с начала текущего года в крымских здравницах отдохнули 447900 человек, что на 11900, или на 2,6%, меньше, чем за аналогичный период 2005 г. Санаторно-курортные учреждения Ялты приняли 185500 организованных туристов, или 41,4% от общего их количества на полуострове (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — на 7300 меньше).
На втором месте по числу принятых туристов стоит Евпатория — в ее здравницах с начала этого года побывали 98000 человек (21,9% от общего количества отдохнувших в Крыму организованно). Это на 18000 больше, чем за тот же период 2005 г. На третьем месте — санаторно-курортные учреждения Алушты, принявшие в текущем году 67800, или 15,1% от общего количества организованных туристов (в прошлом году — на 13300 меньше). Кроме того, 26200 организованных отдыхающих приняла с начала года Феодосия, 14800 — отдохнули в санаторно-курортных учреждениях Судака, 13600 — в Бахчисарайском районе и чуть меньше — 13500 — побывали в городе-курорте Саки. 10700 человек отдохнули в здравницах Симферопольского района, 6500 — в Черноморском районе, 4500 — принял Ленинский район, 3800 — побывали в санаторно-курортных учреждениях Керчи, 1800 — в Сакском районе и 1300 — в здравницах Раздольненского района.
Подобная тенденция наблюдается и с неорганизованно отдыхающими туристами. С начала текущего года в Крыму их зарегистрировано 67500, что на 2900, или на 4,1% меньше, чем за тот же период прошлого года. По данным министерства, неорганизованные отдыхающие зарегистрированы во всех 13 курортных регионах Крымской автономии, при этом больше всего "дикарей" приняла Ялта — почти 34000, или 50,3% от общего количества. На втором месте — Феодосия, где с начала года зарегистрировано 12100, что составляет 17,9% от общего количества. Третья в списке — Алушта, принявшая в этом году 4100 "дикарей", или 6% от общего числа. Кроме того, 3200 неорганизованных туристов (4,7% от общего количества) зарегистрировано в городе-курорте Саки, почти 3000 — в Евпатории (4,4%). 2800 "дикарей" (4,2%) отдохнули в Судаке и 2600 — в Ленинском районе (3,8%). 1900 неорганизованных отдыхающих (2,9%) зарегистрировано в Керчи, 1600 — в Черноморском районе (2,4%). Еще в четырех курортных регионах Крыма — Симферопольском, Сакском, Бахчисарайском и Ленинском — с начала текущего года зарегистрировано в общей сложности 2300 неорганизованных туристов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С КУРОРТНЫМ СЕЗОНОМ?
Марина, продавец очков:
— Нынешним сезоном недовольна. Очень мало отдыхающих. Заработать не смогла. Осталось чуть больше месяца до конца курортного сезона. Сижу здесь с утра до вечера, а торговли нет. Если раньше выручка в день была не менее нескольких сотен, то этим летом с трудом сотня.
Елена Сергеевна, педагог:
— Есть знакомые в Питере, которые очень любят Крым. Но с каждым годом их все больше раздражают непомерные цены, плохой сервис. Как пример, они привели отдых в Сочи, где и уровень обслуживания курортников выше, и цены реальные. У нас же в центре чашка кофе в среднем стоит шесть-семь гривен. Очень высокие цены на проезд, питание. Дорогое жилье. Частники берут за сутки 50-70 гривен. А за что? За "хрущевку" с элементарными удобствами. Надо менять такой спекулятивный подход. Приходилось слышать от людей, что за те же деньги в Турции они прекрасно отдохнут, а удобств и экзотики больше.
Юрий ДОРОШЕНКО, турист:
— Чтобы к вам турист ехал, должно быть больше предложений. А у вас пляжи как были, так и остались, ничего нового. Практически увеличивается только количество баров и торговых точек на пляжах. Но таким образом туристов не привлечешь. Надо расширять и обустраивать саму пляжную зону. А ваши общественные пляжи, небольшие по площади, переполнены людьми. Морская вода грязная. Такой отдых не всем нравится, люди прерывают отпуск и уезжают.
Вячеслав Г., художник:
— Ждали лето, чтобы заработать, а туристов практически нет. Влияет нестабильная политическая ситуация. То, что происходит два года в стране, имиджа ей не прибавило. Понятно, что иностранцы к нам отдыхать не поедут. Разве что из любопытства кто-то может на это решиться. В Крыму традиционно отдыхали северяне. А вместо того, чтобы дружить с этими регионами, происходят постоянные политические разборки. Ведь сами украинцы активно в Крым не ездят, им и в своем краю тепло.
Анна ИВАНОВА, предприниматель:
— Еще зимой звонили знакомые из Санкт-Петербурга и сказали: "Мы к вам, наверное, не поедем, вон у вас что творится". Их испугало обострение политической ситуации в стране. Мы еще тогда ответили, что у нас спокойно. Хорошо что мы им объяснили. А есть люди, которым некому объяснить. Конечно, политическая ситуация в стране влияет на курортный сезон.
Николай СИДОРЕНКО, военнослужащий:
— Мне кажется, что потенциальным туристам из России мы много препон создаем. Им это становится уже неинтересно. Например, много хлопот доставляет переезд границы. А отдача (отдых) не та. Если уж отправляться за границу, то на популярный курорт.