Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

«Кругом измена, трусость и обман!» —

написал император Николай II в своем личном дневнике незадолго до гибели. 16 июля была 88-я годовщина убийства царской семьи. Договоримся сразу: этот материал не претендует на серьезную исследовательскую работу и уж тем более это...

написал император Николай II в своем личном дневнике незадолго до гибели. 16 июля была 88-я годовщина убийства царской семьи.
Договоримся сразу: этот материал не претендует на серьезную исследовательскую работу и уж тем более это не попытка дать глубокий анализ роковым событиям далеких лет. Для такого дела есть ученые мужи, умнее и опытнее. Но, ей-Богу, невозможно было преодолеть искушение, не воспользоваться подвернувшимся случаем и не прочитать личный дневник императора, который он, оказывается, педантично вел каждый день на протяжении большей части жизни. Подобное редкое издание любезно предложил один из любителей истории нашего города. Кстати, упоминание Севастополя встречается в дневниках очень часто. Здесь государь бывал много раз, посещая корабли Черноморского флота или будучи проездом в Ливадию, где, как известно, он любил отдыхать с семьей. Причем есть и такие сведения, что после добровольного отречения от престола Николай II просил дать возможность поселиться с женой и детьми в Крыму…Можно предположить, что самое простое и человеческое, что было в императоре, он доверил именно дневникам. Эти пять десятков тетрадей никогда не предназначались для чтения перед публикой. Стиль записей сухой и лаконичный — листы датированы по дням, и их размер не позволял делать обширные записи. Частный характер заметок, вероятно, говорит о том, что здесь Николай II не желал смешивать государственное с личным. Так, отдельные фразы, к примеру, "сегодня имел три доклада" или "работал до трех".

Первые записи сделаны в 1894 году. После тяжелой и продолжительной болезни в Крыму умирает отец будущего императора Александр III. "Боже мой, Боже мой, что за день! Господь отозвал к себе нашего обожаемого дорогого горячо любимого Папа. Голова кругом идет, верить не хочется — кажется до того неправдоподобным ужасная действительность…" После смерти отца судьба Николая предрешена. Он становится единственным обладателем бесконечной самодержавной власти. Теперь он, и только он, несет главную ответственность за все события, которые переживет в ближайшие два десятилетия страна.

Уже через три недели после потери близкого человека Николай II сделает в своем дневнике такие записи: "Принимал разных иностранцев с письмами и без писем. Отвечать приходится на всякую всячину вопросов — так что совсем теряешься и с толку сбиваешься! …В 7 часов собрались в Малахитовой. Был большой обед всем заезжим принцам в Концертной зале. Я чуть не разревелся, садясь за стол, — до того тяжело было видеть подобную обстановку, когда на душе камень. Потом ввели всех остальных, евших за гофмаршальским столом — пришлось обойти этот круг в 200 чел."

Ощущение, что царь тяготился своим положением, неограниченной властью, появляется после прочтения уже первых страниц. Он сам об этом пишет в конце первого года правления: "Тяжело было стоять в церкви при мысли о той страшной перемене, которая случилась в этом году. Но, уповая на Бога, я без страха смотрю на наступающий год — потому что для меня худшее случилось, именно то, чего я боялся всю жизнь! Вместе с таким непоправимым горем Господь наградил меня также и счастьем, о каком я и не мог даже мечтать — дав мне Аликс".

Аликс — урожденная принцесса Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса Гессен-Дармштадтская, получившая в России имя Александры Федоровны, горячо и нежно любимая жена. О чем бы ни писал в своих заметках на протяжении почти трех десятилетий император, он неизменно хотя бы строкой упоминал о ней: где и как они в течение дня встретились, была ли она больна или здорова, какую книгу он ей прочитал, катались ли на санках. Когда супруге исполнилось 23 года, Николай II, например, сделал такую запись: "Первый день рождения, который мы проводим вместе, дай Бог, чтобы еще много таких дней нам позволено было прожить в обоюдном мире, тихой радости и счастии! За все, что Господь дал нам уже, за все, чем наградил нашу нелегкую жизнь, — надо благодарить Его за великую благость и милосердие!"

Александра Федоровна имела огромное влияние на своего царственного супруга. Их действительно связывало крепкое чувство. Дети еще больше укрепили союз. Появление на свет дочери Ольги (как известно, у царской четы были четыре дочери и единственный сын, царевич Алексей) он так описывает: "Вечно памятный для меня день, в течение которого я много-много выстрадал… Но когда все волнения прошли и ужасы кончились, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся!"

В записях царя следующего десятилетия уже встречается меньше эмоций, зато чувствуется больше повседневной тревоги и заботы. Короткие лаконичные фразы с отцовской дотошностью фиксируют состояние здоровья детей, успехи в обучении, совместные игры и прогулки.

…Один из биографов последнего российского царя как-то заметил: "Николай II всю жизнь искренне тяготился властью, но и мысли не допускал о возможности хотя бы частично передать ее в чьи-то руки, отказавшись от неограниченного самодержавия". Романовы правили 300 лет, и Николай мог быть естественным, последовательным звеном в этой династии. Но мир уже стал другим: кровавую лепту в историю внесла Первая мировая война, внутри страны народ требовал новых политических и экономических реформ, революционное брожение вышло из-под контроля. Николай II решает отречься от престола. Вот как описывает это событие 2 марта 1917 года в своем дневнике сам царь:

"Утром пришел Рузский (главнокомандующий армиями Северо-Западного и Северного фронтов. — Авт.) и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко (почетный комиссар главного управления Красного Креста. — Авт.) По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение… Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на такой шаг. Я согласился…В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!"

Это был последний год жизни царской фамилии. Император по-прежнему фиксировал в дневниках каждый день. Кажется, что до сих пор он не понял страшной сути произошедшего, питает иллюзии, надеется на безопасность своей семьи. Их везут в Тобольск, затем в Екатеринбург. В дороге серьезно болеют дети. Еще охраняют, неплохо кормят, обращаются вежливо. Но с каждым днем ситуация ухудшается.

8 апреля в дневнике появляется новая запись: "К. показал мне телеграмму из Москвы, в которой подтверждается постановление отрядного комитета о снятии мною и Алексеем погон! Поэтому решил их на прогулки не надевать, а носить только дома. Этого свинства я им не забуду!" На следующий день: "…узнали у приезде чрезвычайного уполномоченного… дети вообразили, что он сегодня придет делать обыск, и сожгли все письма…" А вот уже ничем не прикрытое: "Сегодня нам передали, что в день разрешается гулять только час; на вопрос: почему? — ответ: чтобы было похоже на тюремный режим".

Дальше: "…утром старый маляр закрасил все наши окна во всех комнатах известью. Стало похоже на туман, который смотрится в окна…" В один из понедельников Николай II, следуя свой многолетней привычке, сделал такую запись: "В сарае, где находятся наши сундуки, постоянно открывают ящики и вынимают разные предметы и провизию из Тобольска. И при этом без всякого объяснения причин. Все это наводит на мысль, что понравившиеся вещи очень легко могут увозиться по домам и, стало быть, пропасть для нас. Омерзительно! Внешние отношения за последние недели изменились: тюремщики стараются не говорить с нами, как будто им не по себе, и чувствуется как бы тревога или опасение чего-то у них. Непонятно!"

В последний месяц ожидания и неуверенность, как пишет Николай II, "очень усилились". То поступала информация, что семью отправят обратно в Москву, то вдруг были получены неких два письма, где их просили быть готовыми к похищению какими-то преданными людьми. Последняя запись в дневнике царя сделана за несколько дней до расстрела. Он фиксирует, что маленькому Алексею после ушиба ноги стало лучше, но колено еще не разгибается. Заканчивается последняя запись словами: "Вестей извне никаких не имеем".

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ