Сегодня имя замечательного гидрографа, кандидата военно-морских наук, лауреата Государственной премии Украины, почетного доктора Казанского университета, контр-адмирала Льва Ивановича Митина широко известно. Есть остров в Антарктиде, названный именем Митина. Есть гора Митина в Индийском океане. И нам, севастопольцам, приятно, что имя Митина носит Севастопольский филиал Украинской госгидрографии.Митин ушел из жизни в 1998 году. К сожалению, он не успел увидеть главное дело своей жизни — "Атлас охраны природы Черного и Азовского морей". Митин был руководителем большого авторского коллектива и главным редактором. Этот уникальный, не имеющий аналогов труд в то время готовился к изданию под эгидой Национального агентства морских исследований и технологий, отделения морской геологии НАНУ, Севастопольского общества географов при поддержке Межправительственной комиссии ЮНЕСКО. В работе над атласом принимали участие ведущие ученые научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, в сферу интересов которых входят Черное и Азовское моря, а также практические работники органов природоохраны и члены общественных экологических организаций.
Безусловно, Черному морю, как и другим бассейнам, посвящено множество специализированных картографических изданий. Отличие нового атласа в том, что его целью являются анализ экологической обстановки на Черном и Азовском морях и их побережьях, ее динамики, причин и источников загрязнения природной среды, нанесенного природе ущерба, выработка необходимых практических мер для защиты и восстановления природных ресурсов.
Еще при жизни Л.И.Митина мне довелось брать у него интервью в связи с подготовкой атласа. Лев Иванович подчеркивал необходимость объединения международных усилий по защите Черного и Азовского морей: "Катастрофически уменьшается рекреационный потенциал бассейна, — говорил он. — Азовское море практически утратило свое рыбопромысловое значение. Ежегодный социально-экономический ущерб, наносимый причерноморскими странами неудовлетворительным экологическим состоянием Черного и Азовского морей, по некоторым оценкам, исчисляется миллиардами долларов. Незнание действительно может привести к непредсказуемым бедам. А поводов на нашем побережье предостаточно".
Понятно, что природную среду границами не разделить. Но Л.И.Митин был уверен, что по мере стабилизации политической обстановки неизбежно возродится и расширится ослабевший было интерес к рекреационным возможностям этих бассейнов со стороны как прибрежных, так и неприбрежных государств Европы и Средней Азии. На картах атласа (а их более 240) и в описаниях к ним даются сведения о морях и побережьях, их характеристиках, их обитателях. В атласе собран огромный уникальный материал об экологической обстановке на Черном и Азовском морях, их побережьях, дается анализ динамики процессов, сообщается о причинах и источниках загрязнения, выработаны практические меры для защиты и восстановления природных сред.
Карты и пояснительные тексты сгруппированы в девять разделов: общие сведения, геологическая, водная среда, атмосферный воздух, радиационная обстановка, рекреационные и биологические ресурсы, геоэкологический прогноз. Каждая информация — не просто для пополнения знаний, а для принятия к сведению и поиску мер по защите. Так, приводятся наиболее опасные объекты, отрицательно влияющие на природную среду, в Измаиле, Херсоне, Одессе, Мариуполе, Варне, Констанце, Поти… Или другие данные, важные для предупреждения стихийных и рукотворных бедствий, в частности типы берегов, поскольку необходимо отличать побережья устойчивые от тех, которые разрушаются. В атласе даются характеристики берегов, пляжей, уклонов, кос, лиманов, сообщается состав грунта. Не говорю уже о том, как важны для нас данные о загрязненности донных осадков Севастопольской бухты.
На одной из карт мое внимание привлекло яркое пятно. Оказалось, место давней катастрофы на Керченском полуострове. А ведь здесь, на разломе, в свое время начинали возводить атомную электростанцию. К какой бы беде все это могло привести впоследствии?! Безусловно, заинтересует читателей и специалистов карта "Затонувшие суда и экология". На Черном море известно свыше 1150 погибших судов — это несколько сот тысяч тонн железа, десятки тысяч тонн боеприпасов. Сам металл ржавеет, топливо вытекает, в остовах кораблей могут находиться химические вещества. Или такой факт: за две последние войны в Черном море было поставлено 37407 мин, из них больше половины еще находится на грунте.
В составе большого авторского коллектива (150 человек) — замечательные деятели науки Украины: Е.Ф.Шнюков, Ю.Д.Шуйский, известные севастопольские ученые В.Н.Еремеев, А.М.Суворов, Г.Г.Поликарпов, О.Г.Миронов, Р.С.Прасолов и многие другие. Лев Иванович Митин умело направлял всю эту работу, скрупулезно собирал, редактировал и даже сам печатал тексты на машинке (компьютера не было). Кстати, работал дома, на кухне, вместе с дочерью. Юля уже хорошо ориентировалась, поскольку имела опыт работы в гидрографии и корректировала карты, более того, она набирала текст по-английски.
Фактически все было уже готово к печати, но наступил печально известный 1998 год, НАМИТ ликвидировали, в Киеве официально заявили, что денег на издание нет. Все рухнуло.
А Лев Иванович Митин уже был тяжело болен. Последними словами, сказанными жене, была просьба: "Издай атлас".
Лиля Павловна взяла все на себя. Куда только она не обращалась! В редакции, издательства, в международные фонды, которые занимаются экологическими проблемами и финансируют издания по этим темам: фонд Форда, фонд Вернадского. Атлас был представлен на десятом съезде Русского географического общества. Его возили на международные выставки специализированных изданий в Днепропетровск, в Санкт-Петербург. И даже пустили по всем странам Черноморского побережья — Болгарии, Румынии, Турции, Грузии. Везде были повышенный интерес, дипломы, награды.
Все хвалили и восторгались. Но средств на издание так и не было.
До тех пор, пока Л.П.Митина не обратилась к начальнику Главного управления гидрографии ВМФ РФ адмиралу А.А.Комарицыну. Атлас взяли в работу и включили в план издания. Теперь уже воодушевленная надеждой Лиля Павловна доводила работу до конечной стадии. Фактически она выполняла роль ученого секретаря. Без конца по электронной почте из Санкт-Петербурга к ней поступали вопросы. Вместе с Юлией она уточняла, сверяла данные, чтобы не было расхождений, по междугородной справке разыскивала авторов в разных городах. Это было нелегко, потому что за прошедшие годы часть институтов расформировалась, люди поменяли место своей службы и деятельности. Но и эта работа была завершена, появился уточненный список авторов карт и лиц, принимавших участие в работе над атласом.
Все эти хлопоты принесли свои плоды. По прошествии почти восьми лет теперь, в канун Дня Военно-Морского Флота, "Атлас охраны природы Черного и Азовского морей" издан. Его первые экземпляры поступили в Севастополь.
Буквально в тот же день Лиля Павловна получила письмо из Санкт-Петербурга. Прислал коллега Л.И.Митина, участник антарктической экспедиции Б.М.Золотайкин: "Хочу поздравить вас, Лилия Павловна, с выходом в свет "Атласа охраны природы Черного и Азовского морей". Когда я увидел атлас, я слегка обалдел: это событие! Честно признаюсь: не ожидал, что это издание будет таким капитальным, объемным и подробным. Я думаю, что соответствующие специалисты найдут в нем немало ценных сведений. Конечно, подумалось: как жаль, что Лев Иванович не дожил до такого события! А еще я уверен, что в этом издании и ваша личная роль весьма велика, если не сказать, что решающая. Без вас, конечно, атлас не состоялся бы".