Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Еще раз о приватизации государственного имущества

Начало приватизации в городе Севастополе положено в мае 1993 года. Только за 1993 год в городе приватизированы 18 предприятий, относящихся к государственной собственности, на которых были опробованы различные способы приватизации: выкуп имущества организацией арендаторов...

Начало приватизации в городе Севастополе положено в мае 1993 года.

Только за 1993 год в городе приватизированы 18 предприятий, относящихся к государственной собственности, на которых были опробованы различные способы приватизации: выкуп имущества организацией арендаторов — 10 объектов, выкуп по альтернативному плану обществом покупателей — 4 объекта, выкуп обществом покупателей — 3 объекта, создание открытого акционерного общества — 1 объект.

Период 1995-1997 годов обозначен массовым этапом приватизации. За три года в городе приватизировано 174 объекта. В это время выполнена одна из основных задач — образование в социальной сфере конкурентной среды, для чего вместе с приватизацией проводилась и коммерциализация девяти предприятий.

Так же, активно шел процесс реформирования на предприятиях военно- и агропромышленных комплексов, вследствие чего на их базе создано 58 открытых акционерных обществ (ОАО "Муссон", ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод", ОАО "Парус", ОАО "Севастопольский "Маяк", ОАО "Украина", ОАО "Эра", ОАО "Севастопольский пивобезалкогольный завод", ОАО "Севастопольский Морской завод").

С конца 1998 года и по настоящее время идет период "точечной" приватизации.

С 1993 по 2005 год в Севастополе форму собственности изменили 509 объектов, из которых почти две трети принадлежали к коммунальной собственности, остальные — к государственной.

Итоги процесса приватизации в городе оцениваются неоднозначно. С одной стороны, выполнены главные задания массовой приватизации — стимулирование ускоренного развития негосударственного сектора экономики, формирование класса частных владельцев, заинтересованных в модернизации производства и эффективном использовании ресурсов (материальных, денежных, трудовых).

С другой стороны, отмечаются и недостатки, и негативные последствия процесса приватизации как с точки зрения технологии, так и относительно экономических и социальных последствий.

Например, в настоящее время на балансе хозяйственных обществ находятся объекты государственного жилищного фонда, объекты мобилизационных резервов, объекты, которые не используются в финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В большинстве случаев данные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии в связи с необходимостью выделения большого объема денежных средств на их содержание.

Так, отказались от продления сроков договоров хранения и содержания таких объектов: ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" — от общежития; ОАО "Муссон" — от мобилизационных резервов; ОАО "Райагрохим" — от незавершенного строительства канализационного коллектора; ОАО "Севастопольский хладокомбинат" — от подъездного железнодорожного пути протяженностью 2,755 км; ЗАО "Севастопольстрой" — от жилищного фонда.

В течение 2005-2006 годов Севастопольской городской государственной администрацией и Севастопольским городским советом принято решение о передаче 47 жилых домов ЗАО "Севастопольстрой" в коммунальную собственность. Однако до настоящего времени передача данных объектов не осуществлена и затраты на проведение капитального ремонта передаваемого жилищного фонда не предусмотрены в программе социально-экономического развития Севастополя на 2006 год.

Министерствами подведомственных предприятий, городским советом, Севастопольской городской государственной администрацией на сегодняшний день так и не принято решение по объектам, имеющим определенную долю социального значения для города, — это подъездной железнодорожный путь протяженностью 2,755 км, незавершенное строительство канализационного коллектора.

Так почему же в результате разгосударствления и приватизации в городе не все поставленные цели достигнуты и каким образом возможно улучшить эффективность управления государственным имуществом?

Во-первых, в процессе проведения мероприятий по обеспечению экономного использования государственных средств приказом Фонда государственного имущества Украины от 20.07.2001 N1298 в Перечень объектов незавершенного строительства, подлежащих приватизации, включен пионерский лагерь "Энергия" с берегоукрепительными работами, расположенный в пос. Любимовка. Региональное отделение многократно обращалось к балансодержателю объекта — Севастопольской ТЭЦ — и в государственное предприятие "Крымские генерирующие системы", структурным подразделением которого он является, а также в Министерство топлива и энергетики Украины, с требованием предоставить для проведения приватизации необходимые данные. Балансодержателем данного объекта необходимых данных так и не представлено. В результате чего объект незавершенного строительства, являющийся, по предварительной оценке регионального отделения, высоколиквидным, отчужден в процедуре банкротства.

Во-вторых, в результате сертификатной (ваучерной) приватизации тысячи граждан города Севастополя не стали реальными владельцами. Большинство акционеров, приняв участие в сертификатном аукционе, в дальнейшем не оформляли право собственности на акции. А большинство из тех, кто получил акции и формально является владельцем, часто не имеют доступа ни к учредительным документам, ни к достоверной информации о том, кто является настоящим владельцем предприятия, не могут эффективно влиять на принятие рациональных хозяйственно-экономических решений.

В-третьих, не сформировано мощной прослойки малого и среднего предпринимательства.

В-четвертых, в настоящий момент государственные предприятия, преобразованные в акционерные общества, которые до приватизации получали прибыль, работают неэффективно. А также не оправдала себя практика проведения реструктуризации и создания на базе "гигантов" дочерних предприятий.

Открытое акционерное общество "Муссон" — завод приватизирован, глубина продажи акций составила 100%. Приказом Фонда государственного имущества Украины от 01.04.1996 N38-АТ по состоянию на 01.12.1995 предусмотрено создать на базе ОАО "Муссон" холдинговую компанию "Муссон" путем превращения структурных подразделений в двадцать два дочерних предприятия.

Согласно аудиторским выводам по состоянию на 01.12.1995 г. финансовое состояние завода нестабильно, заработная плата работникам выплачивается со значительными задержками. Создание дочерних предприятий происходило поэтапно.

За период 1996-2006 гг. созданы и утверждены уставы 20 дочерних предприятий, из которых только 6 (30%) ведут хозяйственную деятельность.

Анализ протоколов заседаний наблюдательного совета ОАО "Муссон" показал, что на протяжении всего периода реструктуризации наблюдается тенденция возрастания кредиторской задолженности за товары, работы, услуги и погашения её с помощью продажи принадлежащего ему имущества. При этом применены такие схемы как участие имуществом предприятия в хозяйственном обществе со следующим отчуждением части, принадлежащей ОАО "Муссон" передача имущества в аренду с правом выкупа.

Открытое акционерное общество "Севастопольский рыбоконсервный завод" — глубина продажи акций составила 100%, государственная часть отсутствует. На момент приватизации на балансе предприятия не значилось холодильных камер и складских помещений, которые являются составной частью производственного цикла предприятия. Это имущество по состоянию на 05.10.1995 входило в состав государственного предприятия "Севастопольский рыбный торговый порт", который находится в перечне объектов, запрещенных к приватизации.

С целью обеспечения своей хозяйственной деятельности ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" арендовало холодильники у ГП "Севастопольский рыбный морской порт", а начиная с 2004 года — у Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Севастополю.

Приказом Государственного департамента рыбного хозяйства МИНАПК от 16.08.2004 N178 часть имущества передана с баланса ГП "Севастопольский морской рыбный порт" на баланс ДП "Пивденрибхолод".

Таким образом, часть запрещенного к приватизации государственного имущества была выведена из-под этого запрещения. При этом ГП "Севастопольский морской рыбный порт" потеряло производственные мощности, которые арендовало для осуществления основного производственного цикла ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод".

На базе данного производственного имущества создано ЗАО "Пивденрибхолод". Основателем от государства выступил Фонд государственного имущества Украины путем внесения целостного имущественного комплекса государственного коммерческого предприятия "Пивденрибхолод" на общую сумму 7976694 грн, что составляет 49% уставного фонда общества. Второй основатель — общество с ограниченной ответственностью "Портал", которое оплачивает стоимость акций путем внесения денежных средств в сумме 8302273 грн, что составляет 50% + 1 акция уставного фонда.

Таким образом, потеряно государственное имущество в обмен на акции ЗАО без права контроля за этими акциями, а ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" терпит значительные убытки от потери производственных мощностей. На момент приватизации в 1995 году прибыль ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" составляла 63506 тыс.грн, по состоянию на 31.12.2004 убытки составили 8598,8 тыс. грн.

Приватизация имущества ОАО "Севастопольский приборостроительный завод "Парус" осуществлялась на основании разрешения Фонда государственного имущества Украины от 13.02.1995 N75-ДПК.

В 1996 году предполагалось на базе акционерного общества создать 8 дочерних предприятий, по состоянию на 01.01.2006 создано только 3 (38%) с регистрацией их уставов. Другие дочерние предприятия не создавались.

Анализ экономических показателей предприятия показывает, что на момент проведения приватизации по состоянию на 01.03.1994 прибыль составляла 1978,0 млрд руб. По состоянию на 31.12.2004 балансовый убыток составлял 23131,8 тыс. грн.

Таким образом, разрыв экономических отношений в связи с развалом Советского Союза, которые определяли хозяйственную деятельность промышленных гигантов города Севастополя в стадии перехода к рыночным отношениям и к многоукладной экономике в Украине, привел к потере специализации и необходимости существования подобных технологических комплексов. А проведение реструктуризации с выделением отдельных технологических единиц в большинстве случаев привело к распаду и упадку производства в городе.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ