Архитектурное убожество

Пожалуй, по их числу в расчете на душу населения Севастополь умудрился обогнать все высоко, средне и не очень развитые страны. Вы не ошиблись, уважаемые читатели, речь пойдет о так называемых рекламных носителях, проще именуемых биг-бордами (билл-бордами).
Уж не знаю, кто автор этого поистине «нетленного шедевра», но в последнее время их несметное множество стало не только раздражать подавляющую часть горожан, но и представлять определенную опасность.Не подумайте, что целью данного выступления является опорочить имена предпринимателей, работающих в этом виде бизнеса, и огульно раскритиковать рекламные постеры, красующиеся на бигбордах. Отнюдь. Я — дитя своего времени и прекрасно понимаю, что реклама прочно вошла в нашу жизнь, став ее неотъемлемым атрибутом. Многим людям она помогает сориентироваться в безбрежном океане предлагаемых товаров и услуг, сделать правильный выбор.

Но речь не об этом. А о том, что практически все эти рекламные носители зачастую размещаются вдоль проезжей части дорог и городских (весьма оживленных) магистралей. Порой этих уродливых великанов гораздо больше, чем дорожных знаков. Они отвлекают внимание не только водителей, но и пешеходов. Согласитесь, что при нынешнем состоянии аварийности это существенный аргумент не в пользу биг-бордов вообще, а также их размещения в непосредственной близости от проезжей части. Кроме того, в моем понимании основная цель этих щитов — донести до как можно большего числа населения необходимую информацию. Какой же смысл устанавливать рекламные носители вдоль дороги, по которой с довольно приличной скоростью день и ночь движется практически непрерывный поток транспорта? Или, может быть, я чего-то в этой жизни не понимаю?

Не знаю, как вы, но я, находясь рядом с этими великанами, испытываю некий дискомфорт. Видимо, еще свежа в памяти картина, когда при сильном порыве ветра один из рекламных щитов рухнул на землю в районе балки (вниз по ул. Балтийской). Трагедии не произошло только потому, что в этот момент рядом не было людей, да и частные домовладения располагаются чуть поодаль. Сегодня немало этих рекламных "изысков" располагается в черте жилых домов, рядом с дошкольными, школьными учреждениями, рынками, магазинами, предприятиями… Из них довольно приличное число усовершенствованных образцов, так называемых спарок. Кто даст гарантию, что эти огромные тяжеловесные конструкции устойчивы и полностью безопасны? А кто (не дай Бог), случись беда, возьмет на себя ответственность?

Теперь непосредственно о рекламе. Складывается впечатление, что, кроме алкогольных напитков и табачных изделий, рекламировать нам, собственно, больше нечего. Превалирующее число рекламных щитов занято именно рекламой данных видов продукции. На этом фоне скромные предупреждения Минздрава о вреде злоупотребления алкоголем и табаком выглядят, как "глас вопиющего в пустыне". Глядя на обилие подобных рекламных картинок, можно предположить, что большинство сограждан озабочены лишь тем, какой водочки "дернуть" и какую сигаретку закурить. Но ведь мы прекрасно знаем, что это не так. Хотя, справедливости ради, заметим, что злоупотребление алкоголем и табакокурение — это серьезная проблема для современного общества. Специалисты уже давно и серьезно бьют тревогу по этому поводу. Поэтому обидно, что рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, практически нет. Как, впрочем, и постеров, рекламирующих молочные продукты, услуги местных производителей и отечественных предприятий. Почти полностью отсутствует реклама социальной направленности.

Оно, конечно, "кто платит, тот и заказывает музыку". Но вот музыка-то у нас получается какая-то невеселая. К слову, об оплате. По неофициальным данным, большинство хозяев рекламных носителей севастопольцами не являются. Они все больше люди иногородние. А это значит, что городская казна не особенно бодро пополняется от данного вида бизнеса. Получается, что мы уже шага ступить не можем, не наткнувшись на биг-борд, а толку-то особого от них и нет. Но это уже вопрос не моей компетенции, а тех, кто должен и может по долгу службы навести порядок в этой сфере деятельности.

Кстати, наши ближайшие соседи — крымчане — уже предприняли серьезные шаги в данном направлении. По официальным сообщениям пресс-службы прокуратуры АРК, "…всего в республике около полутора тысяч так называемых внешних рекламных носителей. Как выяснили прокуроры, больше половины из них (800) установлены незаконно, то есть без разрешения органов местной власти, согласования с органами госавтоинспекции и Службой автомобильных дорог в АРК, без заключения договоров аренды земельных участков, на которых разместились привлекающие взор рекламные картинки. Причем в большинстве случаев биг-борды расположены на расстоянии меньше 5 метров от проезжей части дороги, не имеют вертикальной дорожной разметки, а светоотражающие материалы нанесены меньше чем в двух метрах от поверхности земли. Все это является грубым нарушением требований закона… В Крыму не ведется даже учет всех рекламоносителей". По итогам проведенной прокуратурой Крыма проверки, 50 рекламных щитов уже снесены, такая же участь ожидает еще 800 рекламных носителей, установленных незаконно. По фактам этих и других нарушений внесено 12 представлений и 109 предписаний, которые должны заставить ответственные структуры исполнять требования закона. В суды заявлен 31 иск об освобождении самовольно занятых под рекламные конструкции земель. К административной ответственности привлечено 13 лиц.

Не уверена, что в Севастополе дела обстоят лучше. В Крыму хоть приблизительно подсчитали число рекламных щитов. Считал ли их кто-то у нас в городе, вопрос, конечно, интересный. Законность пребывания ряда рекламных носителей на территории го-рода тоже вызывает смутные сомнения. О качестве исполнения и эстетике даже говорить не приходится. Порой предлагается такая безвкусица, что дух захватывает!

Но хочется верить, что в ближайшем будущем вместо заполонившего Севастополь архитектурного убожества мы с вами будем видеть стильную, эстетичную, со вкусом оформленную, радующую глаз рекламную продукцию. При этом размещенную в строгом соответствии с действующими законами Украины и ее нормативными актами. Но это, увы, зависит уже не от нас.

Другие статьи этого номера