Четыреста лет назад Голландия подарила миру Рембрандта

В Севастопольском Художественном музее им. М.П.Крошицкого до конца лета будет проходить выставка «Эпоха Рембрандта», посвященная 400-летию со дня рождения художника. На ней представлены подлинные живописные работы голландских художников XVII века и копии с известных картин Рембрандта Харменса Ван Рейна. Есть две работы, где возле имени всемирно известного художника стоит знак вопроса, означающий, что ничем, кроме предположения, авторство картин не подтверждено. Возможно, это дело будущего. Ведь уже сорок лет специалисты обследуют музеи и аукционы по всему миру с одной целью — доказать, что то или иное «произведение Рембрандта» вовсе не принадлежит его кисти. В начале 20-х живописцу приписывалось 750 картин, однако через десять лет их число сократилось до 630, а в 1960-е годы уже говорилось о 562 полотнах. Незадолго до 400-летия со дня рождения художника эксперты сошлись во мнении, что во всем мире существует всего 280 подлинных произведений гения. Говорят, что даже британской королеве пришлось снести язвительные уколы прессы, когда амстердамские ученые пришли к выводу, что две картины в ее личной коллекции не принадлежат кисти Рембрандта.Вот и наши местные искусствоведы с утверждениями не спешат. Однако есть прекрасный повод, чтобы вспомнить имя голландского гения, пользующееся широкой известностью наряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело, Дюрером, Рубенсом, обогатившими мировое искусство ценностями непреходящего значения.

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года. Учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью. Уже в 20 лет Ван Рейн стал одним из популярнейших художников. Сограждане заказывали ему свои портреты. Это было время становления.

В 1631-м Рембрандт женится на Саскии Ван Эйленборх и попадает в "патрицианский" круг. Начинается самый счастливый период его жизни. Обаятельная Саския, появившись в жизни Рембрандта, входит и в его искусство. Влюбленно следует за нею глаз художника. Одна за другой выходят из-под его руки многочисленные зарисовки. То он изображает ее прихорашивающейся перед зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с сыном на руках…

Саския была богатой наследницей, так что поначалу молодые не испытывали материальных затруднений. У Рембрандта даже появилась страсть к коллекционированию ювелирных изделий. Однако он был слабым финансистом и не задумывался над тем, откуда и в каком количестве поступают к нему деньги, и тем более, на что они тратятся. Он становится знаменитым и модным художником, у него большая мастерская, где с успехом трудятся многочисленные ученики.

В середине 30-х годов XVII века Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях. Откровенной радостью жизни, ликованием проникнуто все полотно. Впрочем, по всей видимости, их совместная жизнь не была такой уж безоблачной. Мастер отличался любвеобильностью, а здоровье Саскии было сильно подорвано четырьмя родами и бесконечными домашними заботами. Иначе откуда бы появился в ее завещании своебразный пункт, в соответствии с которым супруг лишался дохода от ее поместья в случае своего повторного брака? И юридически Рембрандт выполнил сие требование, правда, и от женского общества не отказался.

В 1642 году Саския скончалась, оставив мужу их сына, совсем еще младенца (единственного из четырех детей, достигшего совершеннолетия). Для маленького Титуса пришлось взять няню, которой стала сорокалетняя фламандка Гертье Диркс. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей она стала любовницей хозяина. Окончание их романа было драматичным, поскольку в доме появилась новая служанка, на которую тотчас обратил внимание мастер.

По-видимому, мастер искренне полюбил Хендрике, свою новую музу. Она стала постоянной моделью и помощницей в его нелегкой жизни. И это поняла Гертье. С няней случился нервный припадок, и она попала в приют для душевнобольных, где и пробыла до конца жизни. Все счета из лечебницы оплачивал Рембрандт…

Тем временем Хендрике родила художнику дочь. Несмотря на это, их отношения не были оформлены юридически из-за злополучного пункта завещания Саскии. Бедняжку Хендрике подвергли унизительной процедуре отлучения от церкви за "распутное поведение". Но, невзирая на жизненные невзгоды, Хендрике оставалась верна своему великому любовнику до конца жизни.

Вступив в пору творческой зрелости, Рембрандт изменился. В 40-50-е годы формируется его система, растет мастерство. Наибольший материал ему дает Священное писание. Искусство Рембрандта становится серьезнее, собраннее, глубже, а главное, в нем все явственнее проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится у него в сердце и в душе. Богатые заказчики покидают своевольного художника, который не считается с их требованиями. Рембрандт все больше начинает работать не по заказу, а для себя.

"Портрет пожилого мужчины" (картина написана между 1643-1645 гг., копия находится в экспозиции выставки музея им. Крошицкого) — глубокое психологическое произведение Рембрандта. Состояние горестного размышления этого человека выражено не только в его опущенных глазах и скорбном изломе бровей, но и в особом жесте руки, положенной на сердце, жесте индивидуальном и вместе с тем характерном для людей с повышенной нервной возбудимостью. Тепло прикосновения ладони должно как бы успокоить внутреннюю тревогу, погасить смятение чувств и боль сердца…

Наиболее трагическими стали последние 16 лет жизни Рембрандта. В 1656 году весь Амстердам наблюдал опись и распродажу его имущества. Продали с аукциона дом и богатейшую коллекцию. В 1662 году умерла Хендрике, все свое состояние (минуя даже собственную дочь) она завещала пасынку Титусу Харменсу. Но шесть лет спустя Титус неожиданно скончался. В этой тяжелейшей ситуации единственной нитью, связывавшей художника с реальностью, была живопись. Несмотря на резкое ухудшение зрения, Рембрандт продолжал творить. Именно в эти годы созданы произведения глубоко философские и высокоэстетические. В картинах Рембрандта нет преходящего, случайного. Овладение мастерством психологического анализа в портрете стало одной из высших ступений достигнутого им мастерства. В экспозиции выставки "Эпоха Рембрандта" в Севастопольском Художественном музее представлена копия XVIII века, выполненная с картины "Христос перед Пилатом" из цикла Рембрандта "Страсти Христа". В этой работе он прибегнул к контрастным сопоставлениям света и теней, подчинению красок общему тону, сообщил ему повышенное напряжение. Он заставил цвет не столько характеризовать материальные формы, сколько быть выразителем собственных переживаний. Над разрешением этой задачи Рембрандт работал всю свою жизнь, придя в конце концов к вершинам совершенного мастерства.

В последние годы жизни Рембрандт приступил к созданию своего гениального полотна — "Возвращение блудного сына". Колоссальную по размерам картину он выполнял не на заказ, а для себя. "Возвращение блудного сына" является как бы художественным завещанием Рембрандта, подводя итог его творческим изысканиям. В одном жизненном мгновении, запечатленном на полотне, раскрывается большая человеческая трагедия и воплощается вся морально-этическая проблематика творчества позднего Рембрандта.

Конец жизни великого мастера был печален. Уход за своенравным стариком взяла на себя 15-летняя дочь Корнелия. Он умер 4 октября 1669 года, не успев закончить картину "Симеон в храме". Только скромная запись в церковной книге сообщает дату похорон. В последний путь его провожала только Корнелия. В книге описи значились три куртки, десять колпаков и принадлежности для рисования. Смерть гения осталась почти незамеченной его современниками.

Распроданные задешево при жизни художника его картины позднее стали по карману только королям. И сегодня цены на них лишь возрастают. В январе нынешнего года "Портрет пожилой женщины" Рембрандта, авторство которого было установлено недавно, ушел с аукциона "Сотбис" за 4 миллиона 272 тысячи американских долларов.

Другие статьи этого номера