От былого могущества НПО «Муссон», как одного из лидеров военно-промышленного комплекса уже несуществующей страны, остались огромные площади цехов. Кое-где в них еще слышны привычные звуки работающих станков. К сожалению, далеко не все направления производства бывшего объединения, а теперь акционерного общества нашли свою нишу на рынке товаров и услуг полуострова и города.Первое время невостребованность предприятий "оборонки" была связана со сверхсекретностью разработанных технологий, которые после раздела единого государства на независимые державы так и не пригодились Украине. А люди, те, кто не уехал, — наш интеллектуальный потенциал — занялись самостоятельным поиском своей пригодности на различных рынках. К счастью, не все.
Можно ли назвать везением то, что в хаосе развала, передела и беспредела выжило одно из очень немногих в городе и, пожалуй, на полуострове производство гальваники? Бесспорно.
Пару лет назад на Севастопольском Морском заводе ломали голову, каким образом очистить от отработанных масел и коррозии внутренние поверхности огромных по размеру труб с подводной лодки. Я стала очевидцем того, как представители одной московской фирмы, приглашенные специально для проведения этой операции, в огромном помещении цеха метались от одного конца трубы к другому в ожидании потрясающего эффекта очистки.
Эксперимент получился малоэффективным, но очень дорогостоящим. Дорогостоящим настолько, что при выполнении этой операции можно было просто вылететь в трубу! Директор одного из предприятий акционерного общества вышел к вышестоящему руководству с предложением о создании своей гальваники. Она была необходима судоремонтникам и судостроителям. К первым и последним предъявлялись особые требования контролирующих их работу органов.
Но проект повис в воздухе. Затея создания своей гальваники требовала колоссальных затрат. Однако никто не хотел терять заказчиков в лице ЧФ России и судовладельцев всего мира. Все они ремонтируют в нашем городе свои суда и корабли. Инженеры завода исколесили Украину и близлежащие предприятия соседней державы в поисках нужных смежников, а нашли у себя дома.
О гальваническом производстве на "Муссоне" технологи завода узнали случайно. Инженеры "Лазаревского адмиралтейства" широко раскрытыми глазами смотрели на гальваническую линию, где, соблюдая все правила технологии очистки и покрытия, детали проходили традиционную для гальваники обработку. Квалификация инженерно-технического состава позволяла выполнять любую техническую задачу по гальванообработке, и не только. Не отметались в сторону, как невыполнимые, и все ноу-хау. Взвесив все за и против, со временем их все же заносили в список предлагаемых услуг. Директор дочернего предприятия "Муссон-Винис" Юрий Шеховцов и главный инженер Анатолий Ляпин понимали: только внедрение новых технологий поможет гальванике и ее немногочисленному коллективу выжить. И любое требование заказчика становилось для коллектива задачей с одним ответом — выполнить.
Так родились 15 нетрадиционных методов окрашивания, очистки и так далее. Нашли способы возрождения и нестандартного оборудования. Вся корабельная и судовая "начинка" теперь подвергается нетрадиционным методам глубокой очистки. На специально оборудованном стенде по внутренней поверхности различных по диаметру и конфигурации труб прокачиваются те или иные растворы. Затем теплообменник или воздухоохладитель тщательным образом высушивается. Процесс настолько сложный, что я не берусь за его описание, но эффективный. Особенно когда смотришь на сверкающую поверхность какой-нибудь трубы, очищенной от масел и ржавчины.
Высокие технологии всегда являлись гарантом высокого качества. Это, во-первых. А во-вторых, сама окружающая среда с каждым годом все больше и больше ухудшается. Кислотные дожди, способствующие стремительному распространению коррозии металла, стали обыденным явлением. Выходит, у гальваники — перспективное будущее.
Юрий Шеховцов строит планы на переезд. Он предполагает более компактно разместить малярку и гальванику. Голова Юрия Андреевича болит и о другом. Каким образом обновить свои отработанные ванны. О приобретении новых не стоит и мечтать. Каждая стоит $ 1000. Для полной загрузки производства необходимо их минимум 200 штук!
Никто не берется восстановить и унаследованное от прежнего "Муссона" оборудование, закупленное перед перестройкой. Ибо за эти годы оно подверглось огромным физическим изменениям. Альтернатива в данной ситуации одна. Самим искать способы их починки. В деловых кругах у этого предприятия, отметившего год назад 35-летие, хорошая репутация: за высокое качество выполняемых работ, четкое соблюдение сроков и комплексный подход к любому стандартному и нестандартному заказу.