Председатель правления корпорации «Золотые ворота» Сергей САМУСЕВ — о строительстве санаторно-курортного комплекса в Балаклаве и о европейских подходах к строительству в Украине.
Еще не так давно даже севастопольцам было тяжело попасть в Балаклаву. И не случайно. База Черноморского подводного флота была одним из наиболее охраняемых объектов СССР. А об уникальных доках, расположенных внутри скал, ходили легенды. Сегодня Балаклаву не узнать. О легендарности города напоминают лишь архитектурные памятники. Вместо подводных лодок бухту занимают прогулочные яхты, а военные моряки уступили набережные прогуливающимся туристам. Балаклава становится курортным центром. Мы не хотим оценивать, хорошо это или плохо. Просто так случилось. А значит, в интересах жителей Балаклавы и всего Севастополя необходимо сделать так, чтобы отдых на берегах Балаклавской бухты стал еще более комфортным. Это увеличит число туристов, что в свою очередь приведет к росту доходов, поступающих в севастопольский городской бюджет. Результат — зарплаты, социальные программы, улучшение инфраструктуры города. Полным ходом в районе Балаклавы идет строительство коттеджей и пансионатов. По информации нашей редакции, киевская корпорация «Золотые ворота» получила возможность строительства в Балаклаве санаторно-курортного комплекса. Мы решили проверить эту информацию из первых уст, пообщавшись с председателем правления корпорации «Золотые ворота» Сергеем Владимировичем САМУСЕВЫМ, который в этот момент находился в Севастополе.
"ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА" ВСТРЕЧАЮТ ТУРИСТОВ
— Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о вашей корпорации.
— Корпорация "Золотые ворота" объединяет десятки предприятий, работающих на строительном рынке по всей Украине. Начинали мы еще в середине 90-х. С гордостью могу сказать, что первое элитное жилье в Украине было построено именно нашей корпорацией. В тот период возникла идея возведения под Киевом элитного жилого поселка. Тогда же родилось и его название — "Золотые ворота".
Сегодня корпорация "Золотые ворота" — это сотни построенных коттеджей, тысячи проложенных километров автодорог, десятки километров взлетно-посадочных полос и мостов. Оборот нашей корпорации составляет несколько миллиардов гривен в год.
Кстати, мы давно и успешно работаем в Крыму — в структуру корпорации входит симферопольское строительное управление N 813 (СУ-813).
Именно это предприятие в свое время построило все шесть крымских взлетно-посадочных полос, в том числе в Симферопольском аэропорту, а также в Бориспольском и во многих других городах Украины. Сейчас мы строим украинскую часть автобана Москва — Симферополь. Поэтому можно сказать, что значительную часть туристов, которые едут в Севастополь, встречаем именно мы: одни приземляются на построенные нами взлетно-посадочные полосы, другие въезжают в Украину по проложенному нами асфальтовому полотну.
ГЛАВНОЕ — КАЧЕСТВО
— Сергей Владимирович, из года в год поток туристов как в Крым, так и в Севастополь возрастает. Абсолютно очевидно, что старая туристическая инфраструктура, оставшаяся в наследие от времен СССР, с ним не справляется. Как, на ваш взгляд, можно исправить такое положение, чтобы сохранить туристическую привлекательность Крымского полуострова?
— Вы затронули очень больную проблему. Давайте посмотрим, каким образом на сегодняшний день формируется туристический поток. С одной стороны, в Крым едут как в здравницу всего бывшего Советского Союза, то есть существует некая привычка — отдыхать в Крыму. С другой стороны, материальные возможности значительной части бывших граждан СССР увеличились и опять же по привычке они едут именно в Крым. Но есть одно "но".
Мы занимаемся строительством не только в Украине. Приходилось бывать не в одной стране мира — видеть разные подходы и качество организации. Очевидно одно: уровень инфраструктуры и сервиса в Крыму катастрофически отстает от стран, где активно развивают курортный бизнес. Сегодня санаториев или пансионатов с европейским уровнем обслуживания в Крыму единицы. В остальном главный украинский курорт — Крым — находится на том уровне организации и развития, где Европа была лет 40 назад. При этом цены в Крыму отнюдь не ниже, чем, скажем, в Черногории или Испании. Поэтому вполне можно объяснить тенденцию, когда люди, однажды отдохнувшие где-нибудь за границей, в Крым уже не возвращаются. В чем причина? В качестве наших санаторно-курортных комплексов, дорог и, наконец, уровне обслуживания и сервиса.
— То есть вы хотите сказать, что возможна ситуация, при которой те же российские туристы совсем перестанут ездить в Крым?
— Так категорично я бы не говорил. Всегда будет какая-то категория людей, которые каждый год будут приезжать в ту же Балаклаву. Но если мы хотим, чтобы туристов было больше, то нужно обеспечить им более высокий уровень обслуживания. Мировой туристический и курортный бизнес — это наиболее быстроразвивающееся и динамичное направление. По темпам роста его можно сравнивать, пожалуй, лишь с высокими технологиями. А значит, конкуренция между крупнейшими поставщиками курортных и туристических услуг растет из года в год. Именно поэтому в большинстве стран холят и лелеют тех, кто обеспечивает приток туристов. При одном условии: если они делают это качественно.
— Вы постоянно делаете упор на качество.
— А по-другому нельзя. Если мы хотим быть конкурентоспособными на мировом рынке, то, перефразируя классика, главным для нас должно стать: "Качество, качество и еще раз качество!". Как бы ни критиковали автобан Киев — Одесса, но сегодня на среднем автомобиле можно доехать из Одессы в Киев за 3-4 часа, не боясь остаться без колес. Я горд, что наша корпорация участвовала в этом непростом проекте. И буду с интересом наблюдать, насколько увеличится поток россиян, когда мы закончим автобан Москва — Симферополь. Сегодня москвичи думают: "Ну их, эти украинские дороги. Сяду я лучше в самолет и полечу в Анталию!". Хотя, будем честны, российские дороги сегодня намного хуже наших.
НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА
— Сергей Владимирович, бизнес, которым вы занимаетесь, весьма сложен. Не многим удавалось не только удерживаться в нем, но еще и год от года развивать. В чем секрет?
— Конечно, немного везения. Но вот, как ни странно, тому, кто ничего не делает, везет крайне редко. Мы из года в год удваиваем объемы работ и оборот корпорации "Золотые ворота". Зачастую выкупаем полуразорившиеся строительные и дорожно-строительные предприятия по всей стране, привнося туда главное: мозги и европейский уровень менеджмента. Зачастую мы выкупаем акции у простых акционеров предприятия, которые по этим акциям никаких дивидендов в жизни не получали. Причем выкупаем по цене, намного выше рыночной. Проходит год, и предприятие под нашим контролем и при правильном менеджменте из убыточного становится прибыльным. Самое главное: мы вводим абсолютно новое качество технологий. Я уже не говорю о том, что после вхождения в нашу корпорацию на предприятиях, где раньше были сокращения и разруха, появляются новые рабочие места, а бывшие работники узнают, что в мире существует такое понятие, как "социальный пакет".
Стоит добавить, что работой это предприятие также обеспечиваем мы. Ведь в нашем бизнесе без умения получить крупный контракт развиваться невозможно. И дело не только в связях. Зачастую руководители старой закалки не могут конкурировать с аналогичными современными предприятиями, иногда для них даже подготовить нормальную документацию для участия в тендерах — непростая задача. А мы их постоянно выигрываем. И не только в Украине. Вот уже приступаем к реконструкции главного аэропорта Казахстана в Алма-Ате.
ИНВЕСТИЦИИ В ЛЮДЕЙ
— Да, нечасто украинские строительные компании пробиваются на мировые рынки. Обычно бывает наоборот. Так все-таки, Сергей Владимирович, в чем залог успеха «Золотых ворот»?
— Времена, когда деньги шли из союзного бюджета, давно прошли. Раньше, если нужно было строить, пожалуйста, техника любая. Особенно если строительство имело военное значение. Севастопольцы, наверное, как никто другой в бывшем Союзе, это знают. Потом наступило время разрухи. Предприятия-миллионеры оказались заложниками отсутствия средств в государственной казне, старая техника пришла в негодность. Во многих местах уникальные специалисты разъехались искать работу на чужбине. Особенно это касается Западной Украины.
Мы пошли по принципу, описанному в старом анекдоте: "Не жалейте заварки!". О чем речь? Мы берем предприятие и прежде всего переоснащаем его: закупаем новую технику, внедряем новые технологии, приглашаем профессионалов, обеспечивая их хорошей зарплатой. Результат, о котором я говорил выше, — современное работающее предприятие. Привести пример? То же симферопольское СУ-813, о котором я уже упоминал. Мы выкупили контрольный пакет акций в 2002 году. Тогда оборот предприятия составлял порядка 30 миллионов гривен в год. Мы вложили почти такую же сумму, но в долларах. Точнее будет сказать, закупили новую строительную технику, технологии. Теперь это предприятие ежегодно увеличивает свой оборот примерно в 2 раза. Кроме того, за период 2002-2006 годов количество работающих на предприятии сотрудников увеличилось более чем вдвое. При этом заработная плата выросла во много раз.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ НА РОДНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
— Но почему у других это не получается?
— Вы же прекрасно понимаете, что сейчас никто не будет вкладывать деньги не в свое предприятие. Если я вкладываю средства, то должен иметь гарантии, что их, как минимум, не разворуют. Поэтому мы и приобретаем контрольные, иногда блокирующие пакеты акций в основном у работников этих предприятий. Людям выгодно. Да, они перестают быть акционерами, но зачастую на эти акции никаких дивидендов они бы в жизни не увидели. А так, во-первых, получают на руки достаточно крупную сумму. А во-вторых, продолжают работать на своем предприятии в более комфортных условиях. Плюс повышение заработной платы, социальный пакет и другие блага. До сегодняшнего дня мне неизвестны случаи, чтобы кто-либо жалел о том, что продал свой пакет.
Но если вернуться к вашему вопросу, то "Золотые ворота" — крупнейшая корпорация с мощнейшими межотраслевыми связями, в том числе в финансовом мире. Для нас не составляет труда организовать себе кредитную линию или получить гарантии на покупку той же строительной техники на условиях лизинга. Обратите внимание: на максимально льготных условиях.
Придите с психологией советского руководителя в какой-либо западный банк. Получите у них кредитную линию? Нет. В лучшем случае вежливо пообщаются. И, повторюсь, о победе в реальном тендере с такой психологией даже мечтать не приходится.
СЕВАСТОПОЛЬ СРОДНИ РИМУ
— Сергей Владимирович, поделитесь с нашими читателями коммерческой тайной. В Севастополе у вашей корпорации есть интересы? Мы кое-что слышали о начинающемся строительстве в районе Балаклавы.
— Если в двух словах, то сейчас мы начинаем строительство санаторно-курортного комплекса в Балаклаве. Ваши информаторы вас не обманули. (Улыбается). А что касается будущего, то аппетит, как известно, приходит во время еды. А от отсутствия оного в нашей корпорации еще никто никогда не страдал. Во всяком случае работники предприятий. Качественно планировать и строить можно лишь тогда, когда рабочий заинтересован в работе и высоких результатах не меньше, чем руководитель. А это возможно, только если рабочий сыт и регулярно получает хорошую заработную плату, премию. И я ничего не утрирую — это наше кредо.
— Сергей Владимирович, давно последний раз были в Севастополе? Как изменился город?
— Последний раз был здесь полгода назад, но буквально в течение часа. До этого — года четыре назад. Постоянно не хватало времени. И попутного ветра! (Улыбается). Радует одно: Севастополь — из тех городов, которые в основном не меняются. Он, если хотите, как Рим. Это живая история, и менять ее нужно очень бережно, чтобы вместе с водой не выплеснуть младенца. Что же касается сферы обслуживания курортной зоны — здесь очевидны перемены к лучшему. Хотя чему удивляться? Севастопольцы — люди, которые удивительным образом сочетают в себе неприветливость по отношению к врагам и гостеприимство в отношениях с друзьями.
— Сергей Владимирович, спасибо вам за разговор. Удачи вам и вашей корпорации во всех начинаниях.
— Спасибо и вам. (Смотрит на часы). Буду спешить. Через 3 часа самолет, а я еще хочу съездить в Херсонес, побывать во Владимирском соборе. В последний раз, когда я был в Херсонесе, его только начинали восстанавливать. Но слышал, что там теперь очень красиво. Да и место святое — не зря здесь крестился Владимир. Удачи вам и вашему изданию.