Одна голова хорошо, а пять — лучше

Как представляется, административное устройство Севастополя и его пригорода прелюбопытнейшее. Здесь мы видим классические в Украине сельские советы — такие как Андреевский, Верхнесадовский, Терновский и Орлиновский, а рядом поселковый совет — Качинский, в составе которого все села совхоза-завода имени Полины Осипенко. Верхнесадовский сельсовет — это села совхоза «Садовод» и два села ЗАО им. С. Перовской. Где еще такое встретишь? Тем более целый город — в нашем случае Инкерман со своими органами местного самоуправления — в составе района. А такие поселки и села, как Сахарная Головка, Хмельницкое, Черноречье и другие, вовсе лишены своих низовых органов власти и напрямую подчинены району. Но севастопольцы дорожат административным устройством своего региона.В настоящее время поселкового и сельских голов занимают иные проблемы. Для их обсуждения руководители органов местного самоуправления собрались вместе. Их принимал у себя качинский поселковый голова В.И.Онищук.

Его коллеги, сельские головы (андреевский — Ю.В.Левашев, терновский — С.В.Дундук, орлиновский — В.Ю.Сендерович, инкерманский городской голова Н.Н.Буртовой) обменялись информацией о социально-экономическом состоянии возглавляемых ими регионов. Они пришли к выводу, что обстановка повсеместно, в общем-то, одинаковая. Сельские советы, согласно действующему законодательству, считаются органами власти базового уровня. Так на бумаге. А в жизни при составлении, например, принятого городским советом генерального плана застройки Севастополя никто не поинтересовался, что думают по этому поводу сельские жители, избранные ими органы власти. Такая процедура обязательна, но, как говорится, проехали мимо 29-ти населенных пунктов, где проживает 40 тысяч человек.

Сельские головы задавались вопросом, как и кем управляются обширные территории вне городской черты. Можно услышать различные трактовки термина "городская черта". Нет однозначного ответа на вопрос, кем планируется социально-экономическое развитие сел пригородной зоны Севастополя, кто несет ответственность за осуществление государственных полномочий на селе.

У контролирующих государственных органов, сотрудников ведомственных служб, инспекций здесь затруднений нет. За положение дел на местах они строго взыскивают с органов местного самоуправления и их руководителей. С них спрашивают в случаях сбоев в работе систем водотеплоснабжения, за издержки в деятельности учреждений образования и здравоохранения, санитарное состояние населенных пунктов — за все, чего ни коснись. За неизбежные упущения идут штрафы, взыскания. И это правильно.

Но было бы еще вернее, если бы бюджеты органов местного самоуправления формировались так, как прописано в законодательстве, которое принято считать действующим. Но бюджеты сельских советов вопреки ему волевым решением верстаются по остаточному принципу, без учета основополагающегося показателя — бюджетного обеспечения среднего жителя. Все виды платежей, налоги изымаются в городскую казну. Туда в полном объеме идут земельный налог, арендная плата, подоходный налог, госпошлина, плата за природные ресурсы, транспортный сбор… Расположенные на подведомственных сельским советам территориях предприятия, организации, население, физические и юридические лица сориентированы на город, если речь идет об оплате налогов и прочих платежей.

Что оставлено селам и их головам? Сущий мизер, словно в насмешку: доходы от рекламы, рыночный сбор, налог за содержание кошек и собак, киносъемки. Часто ли где-то в Родном или Вишневом идут съемки фильмов? Как при таких скупых источниках наполнения бюджетов финансово поддерживать органы самоорганизации населения, малоимущих, многодетных матерей, инвалидов? Как, за счет чего ремонтировать тротуары, убирать несанкционированные свалки, проводить мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций?

В документе, где городской, поселковый и сельские головы подвели итоги состоявшегося разговора, содержатся призывы к горсовету, городской государственной администрации определить место и полномочия органов местного самоуправления в системе управления территориями, применив при этом действующее законодательство, установить порядок формирования бюджетов, определить статус коммунальной собственности на территориях сельских советов, четко установить границы государственных и коммунальных земель.

Одна голова хорошо, а пять — лучше, решили участники встречи. Они выступили за создание в регионе ассоциации органов местного самоуправления, чтобы сказанные ими вместе слова были услышаны.

Другие статьи этого номера